09 июня 2011
О передаче функций таможенным органам
Российская таможенная академия на базе Центрального таможенного управления провела практический семинар для участников ВЭД по теме: «Передача полномочий таможенным органам Российской Федерации: новая система пропуска грузов через границу». Участники семинара получили разъяснения в связи с вступлением в силу 29 июня 2011 года федерального закона № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации».
На семинаре выступили ведущие специалисты Федеральной таможенной службы: заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Лариса Коршунова и начальник отдела информационных таможенных технологий Главного управления информационных технологий ФТС России Елена Бормотова, - а также представители ФКУ «Ространснадзор» и Секретариата Комиссии Таможенного союза.
29 июня таможенным органам передается ряд функций, связанных с контролем прибывающих на территорию Таможенного союза товаров. Суть преобразований состоит в том, что в отношении транспортных средств транспортный контроль в полном объеме передается таможенным органам, а в отношении товаров, подпадающих под ветеринарный, карантинный фитосанитарный и санитарно-карантинный контроль, таможенники в ряде случаев смогут автономно принимать решение о ввозе товаров на основании проверки документов.
Ранее груз после прохождения пограничного контроля попадал под контроль представителей Роспотребнадзора и Россельхознадзора для проверки разрешительных документов, возможного осмотра и досмотра. Теперь товары, на которые имеются все необходимые документы и которые не требуют дополнительной проверки и досмотра, будут ввозиться минуя процедуры проверки со стороны Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Должностные лица таможенных органов, которым этими ведомствами передаются образцы всех необходимых штампов и сведения из разрешительных документов, смогут сами выдавать разрешение на ввоз по результатам проведенного ими самостоятельно документального контроля.
Указанный порядок прохождения ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля должен способствовать ускорению прохождения необходимых формальностей, но только в отношении товаров, не требующих дополнительной проверки со стороны указанных контролирующих органов. В случае, если товар или сопроводительные документы на него по каким-либо причинам вызывают подозрение у таможенников, либо товар входит в перечень обязательных к досмотру (этот перечень пока находится в разработке) – в таких случаях он будет направляться в подразделения Роспотребнадзора и Россельхознадзора для дальнейшего осмотра и досмотра, и тогда уже именно представители этих ведомств будут принимать решение о возможности ввоза товаров. О своем решении ведомства информируют таможенные органы, которые в свою очередь уведомляют участников ВЭД.
Лариса Коршунова подчеркнула, что работа по принципу «одно окно» будет налажена исключительно в специализированных пунктах пропуска – то есть тех, через которые ввозятся товары, требующие ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля. Именно в этих пунктах сконцентрированы трудовые и технические ресурсы, необходимые для полноценного государственного контроля таких товаров.
Коршунова рассказала участникам семинара о текущих сложностях в реализации закона: «Нас беспокоит нерешенность вопроса по передаче штатной численности - 29 июня мы начнем работать с тем штатом, которым располагают таможенные органы. Сейчас планируем направить на это все резервы». Еще один вопрос, который предстоит решить ФТС России совместно с иными контролирующими органами, - формирование перечня товаров, обязательных к досмотру. Причем, как отметила Л. Коршунова, этот перечень постепенно будет уменьшаться, что позволит еще больше разгрузить пункты пропуска и облегчить жизнь участникам ВЭД. В то же время, такой товар, как например, мясо, из этого перечня никуда не исчезнет и будет по-прежнему досматриваться с необходимой строгостью.
Предстоит и большая работа по вопросам информационного взаимодействия. Как отметила Елена Бормотова, необходимо обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов к автоматизированным системам Россельхознадзора и Роспотребнадзора, чтобы информационная система работала как единый механизм, исключающий противоречивые данные. Однако эта задача оказалась отнюдь не простой. «Мы столкнулись со значительными различиями уровня информационно-технического обеспечения иных органов исполнительной власти», - отметила Е. Бормотова. Над решением этой проблемы трудятся специалисты задействованных ведомств: ведется модернизация программных средств, создается информационно-техническая инфраструктура.
Справка
Предпосылками подготовки федерального закона № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» стала транспортная проблема в Северо-Западном таможенном управлении, пробки на финском и латвийском направлениях. Поэтому наиболее актуален закон в отношении товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, хотя он и написан универсально для всех видов транспорта.
В 2008 году была подготовлена технологическая схема взаимодействия таможенных органов с иными госорганами исполнительной власти по принципу «одного окна», был проведен эксперимент в МАПП Бурачки, позволивший наработать необходимый опыт сотрудничества таможенной службы и иных контролирующих органов.
Источник: Пресс-служба ФТС РФ
назад
|