23 октября 2025 
 Цифровая магистраль без рисков
 
 КОНФЕРЕНЦИЯ | ПРИМЕНЯЕМЫЕ СЕГОДНЯ В ПЕРСПЕКТИВНЫХ РАЗРАБОТКАХ ОАО «РЖД» ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА БАЗИРУЮТСЯ НА ДОСТОВЕРНОЙ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПОТОМУ БЕЗОПАСНЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА.
Об этом было заявлено на пленарном заседании II Международной научно-практической конференции «Безопасность движения поездов» в Москве (22–23 октября). 
 
РЖД входят в число технологически развитых железнодорожных систем мира. «Инновации являются драйвером развития нашего холдинга», – подчеркнул в своём выступлении заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Валерий Танаев. 
 
Он отметил, что в основе безопасности движения лежит нормативное обеспечение. 
 
«По результатам научно-технического развития подразделения компании совместно с научно-отраслевым комплексом за последние шесть лет разработали и актуализировали свыше 3 тыс. локальных нормативных и технических документов, регламентирующих технологии обслуживания, ремонта технических средств, обеспечение безопасности движения», – сообщил Валерий Танаев. 
 
Основной темой обсуждения стал поиск подходов к безопасному для перевозочного процесса внедрению технологий искусственного интеллекта (ИИ). Более 30 цифровых платформ холдинга используют в своей работе элементы ИИ, и этот процесс только набирает обороты. 
 
«Сегодня безопасность движения определяется достоверностью данных и скоростью принятия на их основе управленческих решений», – сказал заместитель генерального директора АО «НИИАС» Владимир Кудюкин. 
 
Именно достоверность информации, в анализе которой задействованы нейросети ИИ, обеспечивает корректную и надёжную работу систем. Это позволяет переходить к построению цифровой железной дороги, которая предполагает надёжное и безопасное функционирование процессов с минимальным участием человека. 
 
Самый яркий пример сквозной цифровизации процессов сегодня – проект «Цифровая железнодорожная станция» (ЦЖС). Он реализуется в пилотном режиме на станции Челябинск-Главный. Применяемый здесь ИИ опирается на метрологически значимые данные, которые поступают от систем взвешивания, технического зрения, лазерного контроля. Установленные на станции датчики обрабатывают более 443 700 вагонов в месяц, за это же время генерируется почти 30 терабайт данных. 
 
«Всем этим управляет система с использованием искусственного интеллекта, участие человека минимально», – говорит Владимир Кудюкин. 
 
Согласно приведённой им статистике, каждый третий работник периодически допускает технологические нарушения в производственном процессе. Использующие корректные данные алгоритмы ИИ действуют безошибочно вне зависимости от того, сколько раз они выполняют одну и ту же рутинную операцию. 
 
В проекте ЦЖС широко используется роботизация. Здесь уже есть робот-расцепщик, робот для отпуска тормозов в парке приёма. Разрабатываются мобильные роботы для осмотра в депо, роботы‑заправщики и другие автономные машины. 
 
В результате формируется сквозной роботизированный производственный процесс, в ходе которого, по сути, машины общаются друг с другом. Роботы и автоматизированные комплексы взаимодействуют с цифровыми моделями и беспилотными локомотивами под управлением ИИ. Без прямого участия людей всё это делается в разы быстрее и точнее. Важнейшее условие нормального функционирования всего этого хозяйства – наличие корректных исходных данных. 
  
Оригинал публикации на сайте ИА «gudok.ru» 
  
  назад
 
  |