МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРЕСС-СЛУЖБА
Опубликовано: 10 сентября 2019 г.
Последнее изменение: 29 августа 2025 г.
Памятка для участников ВЭД по нормативному правовому регулированию
вопросов перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС
Порядок совершения таможенных операций при перемещении товаров
через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Ввоз (вывоз) товаров на (с) таможенную территорию Евразийского
экономического союза
При ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского
экономического союза предусмотрено последовательное совершение
таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную
территорию Евразийского экономического союза помещением под
соответствующую таможенную процедуру, в том числе под таможенную
процедуру таможенного транзита для перемещения в таможенный орган
назначения, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование.
При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной
процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытия за пределы
таможенной территории Евразийского экономического союза также
совершаются таможенные операции, связанные с убытием.
Иностранные товары, ввезенные в любое из государств-членов
Евразийского экономического союза и помещенные в нем под таможенную
процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую
получение товарами статуса "товаров Евразийского экономического союза",
получают право свободно обращаться на всей таможенной территории
Евразийского экономического союза.
Прибытие и убытие товаров, временное хранение товаров
и таможенный транзит товаров
Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на
таможенную территорию Евразийского экономического союза путем
представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС,
в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка
(транспортировка) товаров, либо путем представления документа,
содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации,
представленной в виде электронного документа, в сроки, установленные
статьей 88 ТК ЕАЭС.
Законодательством Евразийского экономического союза о таможенном
деле установлена обязанность предоставления таможенному органу
предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию
Евразийского экономического союза автомобильным, авиационным,
железнодорожным и водным транспортом.
Предварительную информацию можно подать через "Личный кабинет
участника ВЭД" или посредством информационного оператора.
Предварительная информация подается таможенному органу государства
- члена Евразийского экономического союза, на территории которого
находится место ввоза товара. Порядок и сроки представления
предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на
таможенную территорию Евразийского экономического союза по каждому виду
транспорта утвержден отдельным решением Коллегии Евразийской
экономической комиссии. При перевозках товаров:
автомобильным транспортом - представляется не позднее чем за 2 часа
до ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического
союза;
железнодорожным транспортом - представляется не позднее чем за
2 часа до ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского
экономического союза. В случае если время перевозки товаров
железнодорожным транспортом с момента убытия железнодорожного состава с
железнодорожной станции сопредельной железной дороги до ввоза на
таможенную территорию Евразийского экономического союза составляет менее
2 часов, предварительная информация представляется до фактического
убытия железнодорожного состава с такой станции.
воздушным транспортом - представляется не позднее чем за 2 часа до
прибытия воздушного судна на таможенную территорию Евразийского
экономического союза. В случае если длительность полета, выполняемого
воздушным судном, составляет менее 2 часов 30 минут, предварительная
информация представляется не позднее чем через 30 минут после
фактического вылета воздушного судна из аэропорта вылета в аэропорт
прибытия воздушного судна на таможенную территории Евразийского
экономического союза;
водным транспортом - представляется не позднее чем за 6 часов до
планируемого времени захода судна в первый порт, расположенный на
территории Евразийского экономического союза. В случае если время
перехода (буксировки) судна до его захода в первый порт, расположенный
на территории Евразийского экономического союза, составляет менее
6 часов, предварительная информация представляется до фактического
выхода судна из порта отхода.
После совершения всех установленных таможенным законодательством
Евразийского экономического союза операций с товарами в месте прибытия,
такие товары могут быть помещены под избранную таможенную процедуру.
В случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного
транзита, транзитная декларация и документы к ней представляются
декларантом процедуры в таможенный орган в электронной форме. Также
допускается подача транзитной декларации в бумажной форме в случаях,
определяемых правом Евразийского экономического союза и
законодательством Российской Федерации.
С марта 2017 года обеспечена возможность применения
предварительного декларирования процедуры транзита до прибытия товаров в
пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
При осуществлении выпуска товаров в соответствии с таможенной
процедурой таможенного транзита таможенным органом отправления
устанавливается срок таможенного транзита, место доставки товаров, а в
некоторых случаях маршрут перевозки.
После прибытия в установленное место доставки (зону таможенного
контроля) для завершения таможенной процедуры таможенного транзита
перевозчик представляет в таможенный орган назначения транзитную
декларацию и документы к ней:
- в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в
течение 3 часов с момента их прибытия в место доставки товаров, а в
случае прибытия товаров вне времени работы таможенного органа - в
течение 3 часов с момента наступления времени начала работы этого
таможенного органа;
- в отношении товаров, перевозимых с использованием водного,
воздушного или железнодорожного транспорта, - в течение времени,
установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или
железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо
иного срока, установленного законодательством Российской Федерации о
таможенном регулировании.
После регистрации таможенным органом упомянутых документов:
таможенный орган назначения завершает процедуру транзита в возможно
короткие сроки, но не позднее 4 часов рабочего времени таможенного
органа с момента регистрации подачи транзитной декларации и документов к
ней.
декларант (перевозчик товаров) совершает таможенные операции,
связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенное
декларирование:
- в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - не
позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации
подачи документов таможенным органом назначения;
- в отношении товаров, перевозимых с использованием водных,
воздушных судов или железнодорожного транспорта, - в течение времени,
установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или
железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо
иного срока, установленного законодательством Российской Федерации о
таможенном регулировании.
В случае не совершения декларантом упомянутых выше операций,
перевозчик обязан не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем
регистрации таможенным органом назначения подачи документов, совершить
таможенные операции по помещению доставленных товаров на временное
хранение.
Товары, в отношении которых упомянутые операции не совершены в
установленный срок, задерживаются таможенными органами.
Особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита
регламентированы положениями Федерального закона Российской Федерации от
03.08.2018 № 289-ФЗ.
При прибытии товаров перевозчик или иное лицо, указанное в статье
83 ТК ЕАЭС совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров
на временное хранение, в сроки, установленные статьей 88 ТК ЕАЭС.
На временное хранение не помещаются товары:
указанные в пункте 6 статьи 88 ТК ЕАЭС;
помещенные под одну из таможенных процедур, предусмотренную
подпунктами 2 - 5 пункта 5 статьи 88 ТК ЕАЭС;
в отношении которых осуществлено предварительное таможенное
декларирование.
На временное хранение не помещаются товары:
в отношении которых осуществлено предварительное таможенное
декларирование;
прибывшие на таможенную территорию Евразийского экономического
союза (далее - ЕАЭС) товары ЕАЭС и указанные в пункте 4 статьи 302 ТК
ЕАЭС иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного
транзита для перевозки (транспортировки) через территорию государства,
не являющегося членом ЕАЭС;
международные почтовые отправления;
вывозимые с таможенной территории ЕАЭС, в отношении которых в месте
убытия завершено действие таможенной процедуры таможенного транзита;
доставленные в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях,
помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях
открытых площадок) уполномоченного экономического оператора, имеющего
свидетельства второго или третьего типа, при завершении действия
таможенной процедуры таможенного транзита. В случае если в течение трех
часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита
перевозчик (или иное заинтересованное лицо) не совершил таможенные
операции по таможенному декларированию товаров, то товары должны быть
помещены на временное хранение.
Срок временного хранения товаров составляет 4 месяца. Продление
указанного срока не предусмотрено ТК ЕАЭС.
Таможенное декларирование товаров, виды таможенных деклараций
Таможенное декларирование - заявление таможенному органу с
использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной
таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска
товаров.
Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под
таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с
ТК ЕАЭС.
ТК ЕАЭС предусматривает 2 формы декларирования - электронная и
письменная.
Виды таможенной декларации:
декларация на товары;
транзитная декларация;
пассажирская таможенная декларация;
декларация на транспортное средство
Формы и порядок заполнения декларации на товары определяются
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.
Предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий
использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные
документы в качестве декларации на товары с предоставлением упрощенной
формы в виде письменного заявления или перечня товаров (Решение Комиссии
Таможенного союза от 20.05.2010 № 263).
В отношении экспресс-грузов при соблюдении определенных условий
используется декларация на товары для экспресс-грузов, в иных случаях
декларация на товары (Решение Коллегии Евразийской экономической
комиссии от 28.08.2018 № 142).
Представление Перечня товаров допускается например, в отношении
товаров, предназначенных для проведения спортивных соревнований и
тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей, религиозных, культурных и
иных подобных мероприятий, демонстраций на выставках, ярмарках, а также
для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в средствах
массовой информации и заявляемых под таможенные процедуры временного
ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в
отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от
уплаты таможенных пошлин, налогов.
Подача и регистрация декларации на товары
Декларант вправе представлять до подачи декларации на товары или
после подачи декларации на товары до выпуска товаров документы,
подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и
ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не
могут быть получены таможенным органом из информационных систем
таможенных органов, а также из информационных систем государственных
органов (организаций) государств-членов в рамках информационного
взаимодействия таможенных органов и государственных органов
(организаций) государств-членов.
Такие документы, формализованные в форматах, установленных ФТС
России, размещаются декларантом в электронном архиве документов
декларанта (далее - ЭАДД).
При размещении документа в ЭАДД декларанту направляется
идентификационный номер документа, который потом указывается в
декларации на товары.
Однократно размещенный в ЭАДД документ не подлежит повторному
размещению в ЭАДД и доступен для использования в любом таможенном
органе, вне зависимости от его месторасположения.
Подача в электронной форме декларации на товары может
производиться:
с использованием специализированных программных средств,
сертифицированных в установленном порядке;
посредством личного кабинета участника ВЭД на официальном сайте ФТС
России;
воспользовавшись услугами таможенных представителей.
Поданная декларация на товары проходит автоматический форматный
контроль. В процессе его проведения в декларации на товары могут быть
выявлены ошибки по формату и структуре. В этом случае она возвращается
лицу, ее подавшему, для исправления указанных ошибок.
В случае подачи таможенной декларации в письменной форме
таможенному органу представляется ее электронной копии, если иное не
установлено ТК ЕАЭС, решением Комиссии Таможенного союза (Коллегии
Евразийского экономического союза) либо законодательством государств -
членов Евразийского экономического союза в случаях, предусмотренных
решением Комиссии Таможенного союза (Коллегии Евразийского
экономического союза).
В частности, электронная копия не требуется при подаче пассажирских
таможенных деклараций, деклараций на транспортное средство, при подаче
письменного заявления или перечня товаров.
Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию
ЕАЭС, подается до истечения срока временного хранения товаров.
Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории
Евразийского экономического союза, подается до их убытия с таможенной
территории ЕАЭС, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Таможенные операции, связанные с регистрацией или отказом в
регистрации таможенной декларации, совершаются таможенным органом не
позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи
таможенной декларации, если менее продолжительный срок не установлен
законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
При электронной форме декларирования регистрация декларации на
товары может осуществляться как должностным лицом таможенного органа,
так и информационной системой таможенного органа в автоматическом (т.е.
без участия должностного лица) режиме.
При письменной форме декларирования все операции совершаются
должностным лицом.
Дата и время подачи декларации на товары, ее электронной копии и
необходимых документов фиксируется таможенным органом в журнале. При
электронной форме декларирования дата и время подачи декларации на
товары фиксируются в информационных ресурсах автоматически
(протоколирование всех действий и операций).
Декларация на товары подается декларантом или таможенным
представителем таможенному органу, правомочному регистрировать
таможенные декларации.
При наличии оснований для отказа в регистрации декларации на товары
должностное лицо оформляет лист отказа в регистрации в двух экземплярах
по форме с обязательным указанием причин отказа в регистрации
декларации.
Таможенный орган отказывает в регистрации декларации на товары,
если:
таможенная декларация подана таможенному органу, неправомочному
регистрировать таможенные декларации;
таможенная декларация подана неуполномоченным лицом;
не соблюдена форма таможенного декларирования;
в таможенной декларации не указаны необходимые сведения;
таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим
образом или составлена не по установленной форме;
в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в
соответствии с ТК ЕАЭС должны совершаться до подачи или одновременно с
подачей таможенной декларации;
не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или
одновременно с подачей таможенной декларации;
не соблюдены особенности таможенного декларирования товаров.
Необходимо отметить, что контроль условий регистрации декларации на
товары осуществляется таможенным органом вне зависимости от способа ее
регистрации - должностным лицом таможенного органа или информационной
системой.
Для целей успешного применения технологии автоматической
регистрации особое внимание необходимо уделять правильности заполнения
декларации на товары, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного
союза от 20.05.2010 № 257, а также соответствия сведений, заявленных в
графе 54 декларации на товары, и указанным в сертификате ключа
электронной подписи, которой подписана поданная декларация на товары.
При импорте товаров также важным условием является
последовательность совершения операций, до подачи декларации. Так, если
в отношении ввозимого товара ранее была заявлена таможенная процедура
таможенного транзита, то перед подачей декларации на товары необходимо
прибытие товаров в место назначения и представление необходимых
документов таможенному органу.
Если товар расположен в пункте пропуска (например, аэропорту или
морском порту), то должны быть завершены все операции, связанные с
прибытием товаров и транспортных средств международной перевозки.
Декларант товаров
Предусмотрена возможность осуществления таможенного декларирования
товаров как самим декларантом, так и таможенным представителем по его
поручению.
Декларантами могут быть:
лицо государства - члена Евразийского экономического союза:
являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании
которой товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС;
от имени и (или) по поручению которого заключена сделка;
имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами,
- если товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС не в рамках
сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо;
являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с
лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на
таможенной территории ЕАЭС;
являющееся экспедитором, - при заявлении таможенной процедуры
таможенного транзита;
иностранное лицо:
являющееся организацией, имеющей представительство или филиал,
созданные и (или) зарегистрированные на территории государства-члена в
установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур только в
отношении товаров, перемещаемых для собственных нужд такого
представительства или филиала;
являющееся собственником товаров, если товары перемещаются через
таможенную границу ЕАЭС не в рамках сделки между иностранным лицом и
лицом государства-члена;
имеющее право владения и пользования товарами, если товары
перемещаются через таможенную границу ЕАЭС не в рамках сделки между
иностранным лицом и лицом государства-члена, - при заявлении таможенной
процедуры таможенного склада, таможенной процедуры временного ввоза
(допуска), таможенной процедуры реэкспорта, специальной таможенной
процедуры;
дипломатические представительства, консульские учреждения,
представительства государств при международных организациях,
международные организации или их представительства, иные организации или
их представительства, расположенные на таможенной территории ЕАЭС;
перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, - при заявлении
таможенной процедуры таможенного транзита;
иностранное лицо, получившее в соответствии с международным
договором государства-члена с третьей стороной документ, предусмотренный
таким международным договором, предоставляющий такому лицу право на
вывоз с таможенной территории Союза товаров, находящихся на таможенной
территории ЕАЭС, - при заявлении таможенной процедуры таможенного
склада, таможенной процедуры реэкспорта, таможенной процедуры экспорта.
Внесение изменений в декларацию на товары
Предусмотрена возможность внесения изменений в декларацию на товары
до выпуска и после выпуска товаров.
Ошибочное указание в декларации на товары реквизитов договоров,
транспортных (перевозочных) документов, номера паспорта сделки,
наименования либо кода страны отправления, назначения и иных сведений
позволяет при соблюдении определенных условий внести изменения в
декларацию на товары.
До выпуска сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть
изменены или дополнены с разрешения таможенного органа по
мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном
соблюдении следующих условий:
если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения
о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие
на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев
корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и
ограничений;
если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не
уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или)
не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в
отношении товаров.
Особо оговаривается, что изменение и дополнение сведений,
заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь
за собой заявление сведений о товарах иных, отличных по своему составу,
техническому описанию, качеству, предназначению от товаров, которые были
указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные
в декларации на товары, установлен Решением Коллегии Таможенного союза
от 10.12.2013 № 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения,
указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых
Решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Европейской экономической
комиссии".
Выпуск товаров
Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее
одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной
декларации.
В отношении товаров, к которым не применяются вывозные таможенные
пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров,
помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых
определяется Комиссией Таможенного союза (Коллегии Евразийского
экономического союза), срок выпуска сокращен до четырех часов с момента
регистрации декларации на товары.
Основаниями для выпуска являются:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты,
разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в
соответствии с ТК ЕАЭС и (или) иными международными договорами
государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в
соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза
указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения
товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с ТК ЕАЭС,
в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо
предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ЕАЭС.
Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа
путем проставления отметок в декларации на товары (штампа "Выпуск
разрешен").
При электронной форме декларирования выпуск товаров, поданными
участниками внешнеэкономической деятельности низкого уровня риска, может
производиться автоматически, т.е. без участия должностного лица
таможенного органа. При этом автоматический выпуск товаров возможен
только в отношении автоматически зарегистрированных деклараций на
товары.
При несоблюдении условий выпуска товаров таможенный орган не
позднее дня истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске
товаров. Отказ в выпуске оформляется только должностным лицом
таможенного органа.
Таможенный орган оформляет отказ в выпуске в порядке, определенном
решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 262.
Обеспечение соблюдения валютного законодательства
Российской Федерации при таможенном декларировании товаров
Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции
контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров
через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также с
ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской
Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций,
связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом
товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской
Федерации, условиям лицензий и разрешений (пп.3 п. 2 ст.
254 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ "О таможенном
регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации").
Термины и определения:
- уникальный номер контракта - номер, присваиваемый уполномоченным
банком при постановке контракта на учет.
┌─────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ Наименование мероприятия │ Документы и (или) сведения │
├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│1. Шаг: │Для постановки контракта на учет │
│ │резидент представляет в │
│Постановка контракта на учет в │уполномоченный банк с учетом сроков │
│уполномоченном банке осуществляется в│постановки контракта на учет (п. │
│порядке, установленном главой │5.7 Инструкции № 181-И) одновременно│
│5 Инструкции Банка России от │следующие документы и информацию: │
│16 августа 2017 г. № 181-И "О порядке│- контракт, указанный в главе │
│представления резидентами и │ 4 данной Инструкции, исполнение │
│нерезидентами уполномоченным банкам │ обязательств по которому требует │
│подтверждающих документов и │ постановки контракта на учет либо │
│информации при осуществлении валютных│ сведения из такого контракта, │
│операций, о единых формах учета и │ содержащие необходимую информацию;│
│отчетности по валютным операциям, │- иную информацию, необходимую для │
│порядке и сроках их представления" │ формирования уполномоченным банком│
│(далее - Инструкция № 181-И) (не │ раздела I ведомости банковского │
│позднее даты подачи декларации на │ контроля. │
│товары, документа, используемого в │ │
│качестве декларации на товары, │ │
│заявления на условный выпуск │ │
│(заявления на выпуск компонента │ │
│вывозимого товара), либо при │ │
│отсутствии требования о таможенном │ │
│декларировании товаров - не позднее │ │
│срока, предусмотренного для │ │
│представления в таможенные органы │ │
│статистической формы учета │ │
│перемещения товаров). │ │
├─────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│Обращаем внимание! │
│Согласно пункту 4.2 Инструкции № 181-И постановке на учет в уполномоченном│
│банке подлежат контракты, сумма обязательств по которым равна или │
│превышает эквивалент: для импортных контрактов - 3 млн рублей, а для │
│экспортных контрактов - 10 млн рублей. │
├─────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤
│ Наименование мероприятия │ Документы и (или) сведения │
├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│2. Шаг: │Для помещения товаров под таможенную│
│ │процедуру представляется: │
│2. Подача участником │1. Декларация на товары (ДТ) по │
│внешнеэкономической деятельности ДТ. │форме, утвержденной Решением │
│ │комиссии Таможенного союза от │
│ │20.05.2010 № 257. │
│ │2. Заявляются сведения о документе, │
│ │подтверждающем соблюдение требований│
│ │в области валютного контроля в │
│ │соответствии с валютным │
│ │законодательством государств - │
│ │членов Таможенного союза в графе 44 │
│ │"Дополнительная │
│ │информация/Предоставленные │
│ │документы" ДТ. │
└─────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘
Обеспечение соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров,
перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС
Таможенные органы обеспечивают соблюдение установленных в
соответствии с международными договорами государств - членов
Евразийского экономического союза и законодательством Российской
Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу ЕАЭС.
Запреты и ограничения включают в себя меры нетарифного
регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в
соответствии с Договором о ЕАЭС от 29.05.2014, меры технического
регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные
фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в
отношении продукции военного назначения.
В ТК ЕАЭС определены нормы, регламентирующие особенности
представления таможенным органам документов, подтверждающих соблюдение
запретов и ограничений, и (или) сведений о них при совершении таможенных
операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров.
Так, статьей 109 ТК ЕАЭС установлено, что декларант имеет право
представить документы, подтверждающие заявленные в декларации на товары
сведения, до подачи декларации на товары или после подачи декларации на
товары до выпуска товаров, если сведения о таких документах и (или)
сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии
со статьей 80 ТК ЕАЭС. Порядок представления указанных документов в
Российской Федерации определен приказом Минфина России от 06.03.2018 №
40н.
Согласно статье 80 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций
таможенному органу могут не представляться документы, сведения о
которых, и (или) сведения из которых, и (или) иные сведения могут быть
получены из информационных систем таможенных органов, а также из
информационных систем государственных органов (организаций) государств -
членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия.
В целях информирования участников внешнеэкономической деятельности
о возможности получения таможенными органами сведений о документах в
рамках статьи 80 ТК ЕАЭС, а также для ускорения совершения таможенных
операций и оптимизации проведения таможенного контроля таможенными
органами разработан информационный сервис "Разрешительные документы" АПС
"Личный кабинет" (далее - Личный кабинет).
Личный кабинет предусматривает два варианта регистрации:
- простой доступ с помощью логина и пароля (типовая роль - просмотр
сервисов Личного кабинета);
- полный доступ с использованием усиленной квалифицированной
электронной подписи декларанта (роль пользователя - возможность запроса
информации о разрешительном документе в федеральном органе
исполнительной власти при помощи системы межведомственного электронного
взаимодействия и последующее размещение такого документа в электронном
архиве документов декларанта).
Сведения из Личного кабинета применяются декларантом исключительно
в добровольном порядке и их неиспользование не является основанием для
отказа в регистрации таможенной декларации и выпуска товаров.
Подтверждение таможенным органам соблюдения мер технического
регулирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную
территорию ЕАЭС
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 №
130 утвержден Порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продукции,
подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории
ЕАЭС (Порядок ввоза).
Согласно Порядку ввоза соблюдение мер технического регулирования
подтверждается таможенным органам только в отношении следующих категорий
товаров (пункт 2 Порядка ввоза):
товары, включенные в перечни продукции, подлежащей обязательной
оценке соответствия требованиям технических регламентов Таможенного
союза (ЕАЭС), в отношении которой при помещении под таможенные процедуры
подтверждается соблюдение мер технического регулирования (утверждаются
Коллегией Евразийской экономической комиссии);
товары, поименованные в Решении Комиссии Таможенного союза от
28.01.2011 № 526, в отношении которых в соответствии с законодательством
государств - членов ЕАЭС установлены обязательные требования в части
проведения оценки соответствия.
Представление таможенным органам документов о соответствии
требуется исключительно при помещении указанных товаров под таможенные
процедуры выпуска для внутреннего потребления, свободной таможенной
зоны, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру (с
учетом особенностей, установленных пунктом 5 Порядка ввоза).
Пунктом 6 Порядка ввоза определена продукция, которая может быть
помещена под таможенные процедуры без подтверждения таможенным органам
соблюдения мер технического регулирования.
Термины и определения (в соответствии со статьей 2 Протокола
о техническом регулировании в рамках ЕАЭС
(приложение № 9 к Договору о ЕАЭС):
- техническое регулирование - правовое регулирование отношений в
области установления, применения и исполнения обязательных требований к
продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции
процессам проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в
области оценки соответствия;
- сертификат соответствия техническим регламентам Союза - документ,
которым орган по сертификации удостоверяет соответствие выпускаемой в
обращение продукции требованиям технического регламента Союза
(технических регламентов Союза);
- декларация о соответствии техническим регламентам Союза -
документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в
обращение продукции требованиям технических регламентов Союза.
Мероприятия по подтверждению таможенным органам соблюдения мер
технического регулирования
┌─────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ Наименование мероприятия │ Документы и (или) сведения │
├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│1. Шаг: │Технические регламенты Таможенного │
│ │союза (ЕАЭС); │
│Отнесение ввозимых (ввезенных) │Порядок ввоза; │
│товаров к продукции, в отношении │перечни подконтрольной продукции, │
│которой при помещении под таможенные │указанные в пункте 2 Порядка ввоза. │
│процедуры таможенным органам подлежат│ │
│представлению документы о │ │
│соответствии и (или) сведения о них │ │
├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│2. Шаг: │Для помещения товаров под таможенную│
│ │процедуру: │
│Подача участником внешнеэкономической│1. Подается ДТ по форме, │
│деятельности декларации на товары │утвержденной Решением комиссии │
│(ДТ). │Таможенного союза от 20.05.2010 № │
│ │257; │
│ │2. В ДТ заявляются сведения, │
│ │подтверждающие соблюдение запретов и│
│ │ограничений. │
├─────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│Обращаем внимание! │
│ФТС России разработан Справочник масок номеров разрешительных документов,│
│указываемых в графе 44 "Дополнительная информация/представленные│
│документы" ДТ. │
│Использование этого справочника декларантами исключит некорректное│
│заявление сведений о документах о соответствии в ДТ и обеспечит получение│
│таможенными органами информации из них посредством системы│
│межведомственного электронного взаимодействия с уполномоченными│
│федеральными органами исполнительной власти. │
│Таможенные органы проводят проверку соблюдения правил заявления в ДТ│
│сведений, необходимых для целей обеспечения безопасности ввозимых товаров│
│(графа 14 ДТ "Декларант", графа 31 ДТ "Грузовые места и описание товаров",│
│графа 33 ДТ "Код товара", графа 37 ДТ "Процедура", графа 44 ДТ│
│"Дополнительная информация/Представленные документы"). │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Процедуры подтверждения соблюдения мер нетарифного регулирования
при подготовке к таможенному декларированию и его осуществлении
Таможенные органы обеспечивают в пределах своей компетенции
соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых
через таможенную границу ЕАЭС, в том числе соблюдение единых мер
нетарифного регулирования.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015
№ 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Решение) на таможенной
территории ЕАЭС введены следующие единые меры нетарифного регулирования:
запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с
таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно приложению № 1 к
Решению;
разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Союза и (или)
вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно
приложению № 2.
Кроме того, государства-члены в торговле с третьими странами могут
в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного
регулирования в порядке, в порядке, предусмотренном приложением № 7 к
Договору о Евразийском экономическом союзе.
Товары, в отношении которых введены единые меры нетарифного
регулирования, включаются в единый перечень товаров, к которым
применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими
странами, предусмотренный пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного
регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о
Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и публикуемый на
официальном сайте Союза в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет".
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012
№ 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования"
утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или
ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного
союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее - Единый
перечень), а также Положения о применении ограничений.
Ввоз и (или) вывоз товаров, включенных в Единый перечень, а также в
перечни согласно приложениям № 2 к Решению, осуществляется в порядке,
установленном Положениями, утверждёнными Решениями Коллегии Евразийской
экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 и от 21.04.2015 № 30.
При перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС или помещения
товаров под таможенные процедуры соблюдение запретов и ограничений
подтверждается в случаях и порядке, установленных Евразийской
экономической комиссией (далее - Комиссия) или нормативными правовыми
актами государств-членов ЕАЭС путем представления документов и (или)
сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Мероприятия по обеспечению соблюдения мер нетарифного регулирования
при таможенном декларировании ввозимых и вывозимых товаров
┌───────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐
│ Наименование мероприятия │ Документы и (или) сведения │
├───────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│1. Шаг: │Ввоз и (или) вывоз товаров │
│ │осуществляется на основании │
│Отнесение продукции (товаров) к │лицензий и заключений │
│товарам, в отношении которых │(разрешительных документов) в │
│введены меры нетарифного │соответствии с Положениями, │
│регулирования. │утверждёнными Решениями Коллегии │
│ │Евразийской экономической комиссии│
│ │от 16.08.2012 № 134 и от │
│ │21.04.2015 № 30. │
├───────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│2. Шаг: │Лицензия Минпромторга России, по │
│ │согласованию с уполномоченным │
│Получение разрешительных │федеральным органом исполнительной│
│документов, предусмотренных правом │власти(1); │
│ЕАЭС. │Заключение (разрешительный │
│ │документ) уполномоченного │
│ │федерального органа исполнительной│
│ │власти(1); │
│ │Сведения из реестров, размещенных │
│ │на официальном сайте ЕАЭС. │
├───────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│3. Шаг: │Для помещения товаров под │
│ │таможенную процедуру │
│Подача участником │представляется: │
│внешнеэкономической деятельности ДТ│1. Декларация на товары (ДТ) по │
│с заявленными сведениями о │форме, утвержденной Решением │
│разрешительных документах. │комиссии Таможенного союза от │
│ │20.05.2010 № 257. │
│ │2. В ДТ заявляются сведения, │
│ │подтверждающие соблюдение запретов│
│ │и ограничений. │
└───────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘
(1)Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №
1567-р "Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной
власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на
экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных
документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных
приложениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым
применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами -
членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими
странами".
Процедуры подтверждения соблюдения требований законодательства
Российской Федерации в области экспортного контроля при подготовке
к таможенному декларированию и его осуществлении
Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции
обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области
экспортного контроля.
Термины и определения приведены в Федеральном законе от 18 июля
1999 г. № 183-ФЗ "Об экспортном контроле".
Мероприятия по обеспечению соблюдения законодательства в области
экспортного контроля при таможенном декларировании вывозимых (ввозимых)
товаров (продукции двойного назначения)
┌───────────────────────────────────────────┬──────────────────────────┐
│ Наименование мероприятия │Документы и (или) сведения│
├───────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│1. Шаг: │Порядок проведения │
│ │идентификации и форма │
│Отнесение декларируемых товаров к │идентификационного │
│товарам, в отношении которых │заключения предусмотрены │
│установлены запреты и ограничения в │постановлением │
│области экспортного контроля. │Правительства Российской │
│В соответствии со статьей 24 │Федерации от 21 июня │
│Федерального закона от 18 июля 1999 г. │2016 г. № 565 "О порядке │
│№ 183-ФЗ "Об экспортном контроле" │идентификации │
│идентификация контролируемых │контролируемых товаров и │
│товаров и технологий, а также │технологий, форме │
│совершение необходимых действий, │идентификационного │
│связанных с получением лицензий на │заключения и правилах его │
│осуществление внешнеэкономических │заполнения" │
│операций с контролируемыми товарами │Идентификационное │
│и технологиями или разрешений на их │заключение можно получить │
│вывоз из Российской Федерации без │в Федеральной службе по │
│лицензий, является обязанностью │техническому и экспортному│
│российского участника │контролю (ФСТЭК России), в│
│внешнеэкономической деятельности. │экспертной организации, │
│С информацией о списках (перечнях) │уполномоченной на │
│товаров и технологий, подлежащих │осуществление деятельности│
│экспортному контролю (продукция │по идентификации │
│двойного назначения) можно │контролируемых товаров и │
│ознакомиться: │технологий в целях │
│на официальном сайте Федеральной │экспортного контроля, либо│
│службы по техническому и экспортному │оно может быть оформлено │
│контролю (http://fstec.ru (раздел │участником │
│"Экспортный контроль/ Документы/ │внешнеэкономической │
│Списки контролируемых товаров" │деятельности (далее - │
│(продукция двойного назначения). │участником ВЭД) │
│Кроме того, в разделе "Сайт для │самостоятельно в │
│участников ВЭД/ Запреты и ограничения/ │соответствии с пунктом │
│Экспортный контроль и военно- │3 статьи 24 Федерального │
│ехническое сотрудничество/ │Закона от 18.07.1999 № 183│
│Идентификация товаров для целей │"Об экспортном контроле", │
│экспортного контроля, в том числе │при этом участник ВЭД │
│продукции военного назначения/ │несет ответственность за │
│Информация ФТС России" размещен │правильность и │
│Справочник "Коды ТН ВЭД ЕАЭС │обоснованность результатов│
│товаров, содержащихся в списках │идентификации. │
│товаров и технологий двойного │Сведения об │
│назначения, в отношении которых │идентификационном │
│осуществляется экспортный контроль". │заключении, в котором в │
│Данный справочник содержит │графе "Общие выводы по │
│актуальные коды товаров в │результатам идентификации"│
│соответствии с единой Товарной │содержится запись "Для │
│номенклатурой внешнеэкономической │осуществления │
│деятельности Евразийского │внешнеэкономической │
│экономического союза с указанием │операции, указанной в │
│соответствующих этим кодам позиций │настоящем заключении, │
│списков контролируемых товаров. │лицензия или иное │
│Также на сайте ФТС России в разделе │разрешение, │
│"Разрешительные документы" Личного │предусмотренное │
│кабинета для участников │законодательством │
│внешнеэкономической деятельности │Российской Федерации в │
│размещена библиотека практики │области экспортного │
│контроля для товаров двойного │контроля, не требуется", │
│назначения │указываются в декларации │
│ │на товары в графе 44 с │
│(http://edata.customs.ru/FtsPersonalCabine"│кодом вида документа │
│ │"01154". │
│tWeb2017/#?view=CheckDualUseGoods). │Электронная копия │
│Информация, содержащаяся в │идентификационного │
│библиотеке, не является юридически │заключения, оформленного │
│значимой, носит справочный характер и │участником │
│позволяет участнику │внешнеэкономической │
│внешнеэкономической деятельности на │деятельности │
│этапе до совершения таможенных │самостоятельно, │
│операций принять решение о │размещается в электронном │
│необходимости проведения │архиве декларанта. │
│идентификации товара. │Сведения об │
│ │идентификационных │
│ │заключениях, выданных │
│ │ФСТЭК России или │
│ │уполномоченными │
│ │экспертными организациями,│
│ │поступают в информационные│
│ │ресурсы таможенных органов│
│ │из ФСТЭК России. │
│ │В случае неотнесения │
│ │товара по результатам │
│ │проведенной идентификации │
│ │к объектам экспортного │
│ │контроля мероприятия, │
│ │предусмотренные разделами │
│ │"2.Шаг:" и "3.Шаг:", не │
│ │осуществляются; переход к │
│ │разделу "4.Шаг:". │
├───────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│2. Шаг: │Ввоз и (или) вывоз │
│ │контролируемых товаров │
│В случае если по результатам │осуществляется на │
│проведенной идентификации сделан │основании лицензий и │
│вывод о том, что рассматриваемый │разрешений (разрешительных│
│товар является контролируемым │документов) в соответствии│
│товаром (продукцией двойного │с положениями, │
│назначения), необходимо получить │утверждёнными следующими │
│лицензию ФСТЭК России в порядке, │постановлениями │
│установленном постановлением │Правительства Российской │
│Правительства Российской Федерации │Федерации: │
│от 15 сентября 2008 г. № 691 "Об │1. от 7 июня 2001 г. № 447│
│утверждении Положения о │"Об утверждении Положения │
│лицензировании внешнеэкономических │об осуществлении контроля │
│операций с товарами, информацией, │за внешнеэкономической │
│работами, услугами, результатами │деятельностью в отношении │
│интеллектуальной деятельности │товаров и технологий │
│(правами на них), в отношении которых │двойного назначения, │
│установлен экспортный контроль". │которые могут быть │
│В случаях, перечисленных в │использованы при создании │
│постановлении Правительства │вооружений и военной │
│Российской Федерации от 15 августа │техники"; │
│2005 г. № 517 "О порядке получения │2. от 14 июня 2001 г. │
│разрешения комиссии по экспортному │№ 462 "Об утверждении │
│контролю Российской Федерации на │Положения об осуществлении│
│осуществление внешнеэкономических │контроля за │
│операций с товарами, информацией, │внешнеэкономической │
│работами, услугами, результатами │деятельностью в отношении │
│интеллектуальной деятельности │оборудования и материалов │
│(правами на них), которые могут быть │двойного назначения, а │
│использованы иностранным │также соответствующих │
│государством или иностранным лицом в │технологий, применяемых в │
│целях создания оружия массового │ядерных целях"; │
│поражения и средств его доставки, иных │3. от 24 сентября 2001 г. │
│видов вооружения и военной техники │№ 686 "Об утверждении │
│либо приобретаются в интересах │Положения об осуществлении│
│организаций или физических лиц, │контроля за │
│причастных к террористической │внешнеэкономической │
│деятельности", необходимо обратиться │деятельностью в отношении │
│во ФСТЭК России для получения │химикатов, оборудования и │
│разрешения Комиссии по экспортному │технологий, которые могут │
│контролю Российской Федерации. │быть использованы при │
│ │создании химического │
│ │оружия"; │
│ │4. от 29 августа 2001 г. │
│ │№ 634 "Об утверждении │
│ │Положения об осуществлении│
│ │контроля за │
│ │внешнеэкономической │
│ │деятельностью в отношении │
│ │микроорганизмов, токсинов,│
│ │оборудования и │
│ │технологий"; │
│ │5. от 15 декабря 2000 г. │
│ │№ 973 "Об экспорте и │
│ │импорте ядерных │
│ │материалов, оборудования, │
│ │специальных неядерных │
│ │материалов и │
│ │соответствующих │
│ │технологий"; │
│ │6. от 16 апреля 2001 г. │
│ │№ 296 "Об утверждении │
│ │Положения об осуществлении│
│ │контроля за │
│ │внешнеэкономической │
│ │деятельностью в отношении │
│ │оборудования, материалов и│
│ │технологий, которые могут │
│ │быть использованы при │
│ │создании ракетного │
│ │оружия". │
├───────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│3. Шаг: │Для постановки лицензии на│
│ │контроль представляются: │
│Постановка лицензии на контроль в │1. Оригинал лицензии ФСТЭК│
│таможенном органе (осуществляется в │России. │
│соответствии с приказом ФТС России от │2. Заявление владельца │
│29.12.2011 № 2652 "Об утверждении │лицензии, составленное в │
│Инструкции о действиях должностных │произвольной форме. │
│лиц таможенных органов Российской │ │
│Федерации, направленных на │ │
│реализацию Положения о едином │ │
│порядке контроля таможенными │ │
│органами ввоза на таможенную │ │
│территорию Таможенного союза в │ │
│рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой │ │
│территории лицензируемых товаров"). │ │
├───────────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│4. Шаг: │Для помещения товаров под │
│ │таможенную процедуру │
│Подача участником │представляются: │
│внешнеэкономической деятельности │1. Декларация на товары │
│декларации на товары. │(ДТ) по форме, │
│ │утвержденной Решением │
│ │Комиссии Таможенного союза│
│ │от 20 мая 2010 г. № 257. │
│ │2. В ДТ заявляются │
│ │сведения, подтверждающие │
│ │соблюдение запретов и │
│ │ограничений. │
└───────────────────────────────────────────┴──────────────────────────┘
Процедуры подтверждения соблюдения требований законодательства
Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества
при подготовке к таможенному декларированию и его осуществлении
Термины и определения (в соответствии со статьей 1 Федерального
закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве
Российской Федерации с иностранными государствами":
- военно-техническое сотрудничество - деятельность в области
международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с
поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с
разработкой и производством продукции военного назначения;
- продукция военного назначения - вооружение, военная техника,
работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и
информация в военно-технической области, за исключением информации,
которая может быть опубликована в соответствии с законодательством
Российской Федерации в средствах массовой информации, произведениях
науки, литературы и искусства, рекламных материалах;
- субъекты военно-технического сотрудничества - российские
организации, получившие право на осуществление внешнеторговой
деятельности в отношении продукции военного назначения;
- иностранные субъекты военно-технического сотрудничества -
иностранные юридические и физические лица, имеющие право на
осуществление военно-технического сотрудничества в соответствии с
законодательством своих государств.
Мероприятия по обеспечению соблюдения законодательства в области
военно-технического сотрудничества при таможенном декларировании
вывозимых (ввозимых) товаров
┌─────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│1. Шаг: │В соответствии с Федеральным законом│
│ │от 19.07.1998 № 114-ФЗ "О │
│Отнесение продукции (товаров) к │военно-техническом сотрудничестве │
│товарам, в отношении которых │Российской Федерации с иностранными │
│установлены запреты и ограничения в │государствами" ввоз и (или) вывоз │
│области военно-технического │товаров осуществляется на основании │
│сотрудничества. │лицензий, выдаваемых в соответствии │
│В целях идентификации контролируемых │с Положением о порядке │
│товаров заявитель вправе обратиться │лицензирования в Российской │
│за получением заключения об отнесении│Федерации ввоза и вывоза продукции │
│или неотнесении продукции, │военного назначения, утвержденным │
│предполагаемой для ввоза/вывоза из │Указом Президента Российской │
│Российской Федерации, к продукции │Федерации от 10.09.2005 № 1062 │
│военного назначения в ФСВТС России в │"Вопросы военно-технического │
│порядке, установленном приказом ФСВТС│сотрудничества Российской Федерации │
│России от 13 марта 2015 г. № 20-од │с иностранными государствами". │
│(зарегистрирован Минюстом России │Заключения об отнесении или │
│21.04.2015, рег. № 36967). │неотнесении продукции, │
│Порядок определяет, что выдача │предполагаемой для ввоза в │
│заключений об отнесении продукции, │Российскую Федерацию и вывоза из │
│предполагаемой для ввоза/вывоза в/из │Российской Федерации, к продукции │
│Российскую/ой Федерацию/и, к │военного назначения выдаются │
│продукции военного назначения │Федеральной службой по │
│осуществляется ФСВТС России в │военно-техническому сотрудничеству в│
│соответствии с запросами федеральных │порядке, установленном приказом │
│органов исполнительной власти, │ФСВТС России от 13 марта 2015 г. │
│российских и иностранных субъектов │№ 20-од (зарегистрирован Минюстом │
│военно-технического сотрудничества, а│России 21.04.2015, рег. № 36967). │
│также российских и иностранных │В случае неотнесения по результатам │
│юридических и физических лиц. │идентификации товара к продукции │
│Запрещается осуществление │военного назначения сведения о │
│внешнеторговой деятельности в │заключении ФСВТС России указываются │
│отношении продукции военного │в декларации на товары в графе │
│назначения российскими организациями,│44 под кодом вида документа "01163".│
│не получившими в установленном │Мероприятия, предусмотренные │
│порядке права на осуществление этой │разделом "2.Шаг:", не │
│деятельности, а также российскими │осуществляются, переход к разделу │
│физическими лицами в соответствии с │"3.Шаг:". │
│требованиями статьи 6 Федерального │В случае отнесения по результатам │
│закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ "О│идентификации товара к продукции │
│военно-техническом сотрудничестве │военного назначения необходимо │
│Российской Федерации с иностранными │обратиться ФСВТС России для │
│государствами". │получения лицензии. │
│Классификатор продукции военного │ │
│назначения, ввоз и вывоз которой │ │
│осуществляются по лицензиям, │ │
│выдаваемым Федеральной службой по │ │
│военно-техническому сотрудничеству, │ │
│определен Указом Президента РФ от │ │
│10.09.2005 № 1062 "Вопросы │ │
│военно-технического сотрудничества │ │
│Российской Федерации с иностранными │ │
│государствами" (Приложение │ │
│№ 3 Указа). │ │
├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│2. Шаг: │Для постановки лицензии на контроль │
│ │представляются: │
│Регистрация лицензии ФСВТС России в │1. Оригинал лицензии ФСВТС России; │
│таможенном органе (осуществляется в │2. Заявление владельца лицензии, │
│соответствии с приказом ФТС России от│составленное в произвольной форме. │
│29.12.2011 № 2652 "Об утверждении │ │
│Инструкции о действиях должностных │ │
│лиц таможенных органов Российской │ │
│Федерации, направленных на реализацию│ │
│Положения о едином порядке контроля │ │
│таможенными органами ввоза на │ │
│таможенную территорию Таможенного │ │
│союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с │ │
│этой территории лицензируемых │ │
│товаров"). │ │
├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│3. Шаг: │Для помещения товаров под таможенную│
│ │процедуру представляются: │
│Подача участником внешнеэкономической│1. Декларация на товары (ДТ) по │
│деятельности ДТ. │форме, утвержденной Решением │
│ │комиссии Таможенного союза от │
│ │20.05.2010 № 257. │
│ │2. В ДТ заявляются сведения, │
│ │подтверждающие соблюдение запретов и│
│ │ограничений. │
├─────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│Обращаем внимание! │
│ФТС России разработан Справочник масок номеров разрешительных документов,│
│указываемых в графе 44 "Дополнительная информация/представленные│
│документы" декларации на товары. Использование этого справочника│
│декларантами товаров исключит некорректное указание сведений о│
│разрешительных документах в декларации на товары и обеспечит получение│
│таможенными органами сведений о разрешительных документах при их наличии в│
│информационных ресурсах таможенных органов. │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Процедуры по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности
при подготовке к таможенному декларированию и его осуществлении
Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают защиту
прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории
ЕАЭС (пункт 2 статьи 351 Таможенного кодекса ЕАЭС).
Такими объектами интеллектуальной собственности являются:
- товарные знаки;
- объекты авторского и смежных прав;
- наименования мест происхождения товаров, географические указания.
Нормативными правовыми документами, регулирующими вопросы защиты
таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности,
являются:
- Договор о ЕАЭС (раздел 23 "Интеллектуальная собственность");
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (статья 124,
глава 52 "Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности,
принимаемые таможенными органами");
- Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 "О форме
декларации на товары и порядке ее заполнения";
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017
№ 188 "О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров" (раздел IV);
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном
регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" (статьи 112 и 113, глава 57
"Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности,
принимаемые таможенными органами");
- приказ ФТС России от 28.01.2019 № 131 "Об утверждении
Административного регламента Федеральной таможенной службы по
предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра
объектов интеллектуальной собственности".
Обращаем внимание!
Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не
принимаются таможенными органами в отношении товаров:
1) помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита,
таможенную процедуру уничтожения и специальную таможенную процедуру.
2) предназначенных для официального пользования дипломатическими
представительствами, консульскими учреждениями, представительствами
государств при международных организациях, международными организациями
или их представительствами, иными организациями или их
представительствами, расположенными на таможенной территории ЕАЭС.
┌─────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ Наименование мероприятия │ Документы и (или) сведения │
├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│1. Шаг: │Источники: │
│ │- Реестр на Интернет-сайте │
│Установление факта предоставления │ Международного бюро Всемирной │
│объекту интеллектуальной │ организации интеллектуальной │
│собственности правовой охраны на │ собственности; │
│территории Российской Федерации и │- Реестры на Интернет-сайте │
│осуществления защиты таможенными │ Роспатента; │
│органами. │- Таможенный реестр объектов │
│ │ интеллектуальной собственности на │
│ │ Интернет-сайте ФТС России │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────── │
│2 Шаг: │Получение согласия правообладателя │
│ │на использование объекта │
│Соблюдение требований │интеллектуальной собственности │
│законодательства в сфере охраны и │(лицензионный договор, договор на │
│защиты прав на объекты │использование товарного знака и тому│
│интеллектуальной собственности │подобные документы) или документов, │
│ │подтверждающих введение в │
│ │гражданский оборот на таможенной │
│ │территории ЕАЭС товаров, │
│ │обозначенных товарным знаком, с │
│ │согласия правообладателя (дилерский,│
│ │дистрибьюторский договор и тому │
│ │подобные документы). │
├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│3. Шаг: │Для помещения товаров под таможенную│
│ │процедуру представляется: │
│Подача участником внешнеэкономической│1. Декларация на товары, оформленная│
│деятельности ДТ. │и заполненная в соответствии с │
│ │требованиями, установленными │
│ │Решением Комиссии Таможенного союза │
│ │от 20.05.2010 № 257 (с указанием │
│ │сведений об объектах │
│ │интеллектуальной собственности либо │
│ │их отсутствии, о регистрационном │
│ │номере объекта интеллектуальной │
│ │собственности по таможенному реестру│
│ │объектов интеллектуальной │
│ │собственности). │
│ │2. Документы, подтверждающие │
│ │передачу прав на объекты │
│ │интеллектуальной собственности │
│ │(авторский, лицензионный договор, │
│ │свидетельство о регистрации объекта │
│ │интеллектуальной собственности, │
│ │договор на использование товарного │
│ │знака и тому подобные документы); │
│ │3. Документы, подтверждающие │
│ │введение в гражданский оборот на │
│ │таможенной территории ЕАЭС товаров, │
│ │обозначенных товарным знаком, с │
│ │согласия правообладателя (дилерский,│
│ │дистрибьюторский договор, и тому │
│ │подобные документы). │
├─────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│Обращаем внимание! │
│В случае если при совершении таможенных операций, связанных с помещением │
│под таможенные процедуры товаров, таможенным органом обнаружены признаки │
│нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в │
│таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, то выпуск таких│
│товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней. │
│Таможенные органы вправе приостановить на 7 (семь) рабочих дней срок │
│выпуска товаров, в отношении которых обнаружены признаки нарушения прав на│
│объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр │
│объектов интеллектуальной собственности, но которым предоставлена правовая│
│охрана на территории Российской Федерации (реестры ВОИС, Роспатента). │
│По результатам приостановления срока выпуска товаров (продления срока │
│приостановления) срок выпуска товаров возобновляется либо таможенным │
│органом принимается решение об отказе в выпуске товаров в связи с их │
│изъятием (арестом) по причине выявления нарушения прав на объекты │
│интеллектуальной собственности. │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ |