:: Главная » Новости Ж/Д »  

В СТАТЬЮ 11 ФЗ «УСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РФ» МОГУТ ВНЕСТИ ИЗМ...

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

БАЗА ЗНАНИЙ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1431

"Магистр-Контроль", версия 1012

"Магистраль", версия 456

"Магистр-Информ", версия 1273

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1618

"Мастер СВХ", версия 338

"Магистр-Эксперт", версия 409

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1338

"Шлюз ЭД", версия 14

"", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

20 октября 2025


В статью 11 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» могут внести изменения: какие именно и как реагирует рынок



 статью 11 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» могут внести изменения. Проект ФЗ, который должен закрепить их, предполагает в том числе закрепление за грузоотправителями обязанности согласовать заявку с оператором, чьи вагоны используются при перевозке.
 

Изменения: главное


Один из главных посылов проекта закона – возможное закрепление для грузоотправителя необходимости согласования заявок на перевозку с владельцами вагонов, в которых они везут груз. В пояснительной записке к проекту сообщается, что изменения направлены на «повышение дисциплины планирования и эффективности железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок грузов». Там также уточнено, что изменения стимулированы необходимостью борьбы с «инфлированными» заявками.


«В целях согласования как можно большего объема заявок на перевозку грузов на дефицитных направлениях недобросовестные грузоотправители все чаще искусственно завышают имеющуюся у них грузовую базу, при отсутствии реальной потребности в перевозке. Это приводит к тому, что распределение пропускных и провозных возможностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется на основе недостоверной информации, что ущемляет интересы грузоотправителей, потребность которых в перевозке не удовлетворяется из-за «инфлированных» заявок. Особенно острый характер вопрос приобретает ввиду массовой переориентации железнодорожных перевозок грузов с западного направления на восточное в связи с недружественными действиями иностранных государств», – указано в пояснительной записке.


Объясняется также, что грузоотправители, не имеющие собственных грузовых вагонов, пользуются для организации перевозок услугами операторов, что требует от тех и других обеспечения согласованных действий по предоставлению и использованию подвижного состава. Однако в действующем законодательстве обязательного согласования грузоотправителем заявки на перевозку грузов с владельцем вагонов нет.


«Отсутствие такой обязанности дестабилизирует ритмичность перевозок, приводит к неэффективному использованию железнодорожных путей общего пользования и негативно влияет на качество планирования перевозок», – также говорится в пояснении к проекту закона.


Согласование с оператором предоставляется еще и как гарантия выполнения заявки: «Это позволит оператору заблаговременно спланировать свои ресурсы (вагоны) и гарантированно обеспечить выполнение заявленного плана погрузки. Без такого предварительного согласования оператор может не успеть подготовиться, что приведет к срывам погрузки и нарушению планов грузоотправителя».


Добавим, что в проекте статью 11 предлагается дополнить частью третьей с содержанием: «Особенности представления и согласования заявок в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры определяются Правительством Российской Федерации».


Как указано в пояснительной записке, «действующие в настоящее время Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, грузоотправителей к услуге по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. № 710, содержат иной порядок Предоставления и рассмотрения заявок, чем предусмотрен статьей 11 Устава железнодорожного транспорта».


Отметим, что документ обсуждается сторонами, которых коснутся изменения. С полным текстом проекта можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.


Мнения и дополнения


Как отмечено в пояснительной записке, необходимость согласования объясняется следующими причинами: гарантией выполнения заявки и стабильностью планирования.


Как объяснил в колонке эксперта Денис Назаров, директор по закупкам и логистике АО «ЦЕМРОС», компания не поддерживает законопроект в указанной редакции, так как считает данный формат регулирования избыточным и создающим опасные последствия в виде снижения конкурентоспособности железнодорожных перевозок, сокращения погрузки и перехода грузов на альтернативные виды транспорта (прежде всего, автотранспорт).


По мнению эксперта, одно из негативных последствий – усложнение процедуры согласования заявок на перевозку.


«Предлагаемые изменения прямо указывают, что заявка на перевозку, а также любое последующее изменение в нее должны быть согласованы с владельцем вагонов перед подачей перевозчику. Процесс подачи и любой корректировки заявки усложняется, добавляя обязательный этап согласования. Грузоотправители теряют оперативность, теперь любое изменение по заявке (сдвиг сроков, объема, пункта назначения) потребует не просто уведомления, а согласования с оператором. Это увеличивает время на подачу заявки и создает риск срыва графика из-за задержек со стороны оператора, снижение гибкости и маневренности, рост административной нагрузки на грузовладельца и оператора», – выразил мнение Д. Назаров.


В свою очередь, проект обсуждается и операторским сообществом. По мнению из среды крупных операторов, нельзя согласиться с пунктом о наделении Правительства РФ полномочиями на установление особенностей представления и согласования заявок в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры. Аргументируется это тем, что сейчас особенности подачи, рассмотрения, согласования и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченной пропускной и провозной способности для ж/д транспорта общего пользования предусматриваются ПНД. Предложенное изменение не соответствует действующей нормативной базе и делает спорными изменения, внесенные в ПНД в мае 2024 года (действует редакция постановления правительства РФ № 680 от 27.05.2024 г.), установившие эти особенности.


Операторы также обращают внимание на то, что проект закона предполагает закрепить за перевозчиком и грузоотправителем возможность корректировки заявки в процессе согласования. Представляется, что этот пункт противоречит положениям этого же законопроекта, где предусматривается участие владельца вагона в процессе согласования заявки, также корректировка заявки в процессе согласования потребует внести изменения в законодательство – в другие статьи Устава и в «Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом».

 

Оригинал публикации на сайте ИА «РЖД-Партнер.ру»



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить    |    База знаний

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2025