ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2026 г. N 1188
О внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в
постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2023 г.
N 240 "О проведении эксперимента по мониторингу таможенными
органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц,
участвующих в данном эксперименте, из систем учета товаров"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 9, ст.
1476; 2024, N 26, ст. 3660; 2025, N 33, ст. 5013).
2. Признать утратившими силу подпункты "г" и "д" пункта
2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской
Федерации от 16 февраля 2023 г. N 240, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 июня 2024 г. N 820 "О
внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 16 февраля 2023 г. N 240" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2024, N 26, ст. 3660).
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 30 дней
после дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 сентября 2026 г. N 1188
Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской
Федерации от 16 февраля 2023 г. N 240
1. В пункте 1 слова "по 31 марта 2027 г." заменить словами "по
31 марта 2029 г.".
2. Абзацы первый и второй пункта 4 изложить в следующей редакции:"
4. Федеральной таможенной службе утвердить:
форму решения об участии в эксперименте;".
3. В Положении о проведении эксперимента по мониторингу таможенными
органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц,
участвующих в данном эксперименте, из систем учета товаров,
утвержденном указанным постановлением:
а) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:"
2. Целью эксперимента является апробация таможенного мониторинга
для добровольного устранения лицами, участвующими в эксперименте,
последствий несоблюдения международных договоров и (или) актов,
составляющих право Евразийского экономического союза, регулирующих
таможенные правоотношения, и (или) законодательства Российской
Федерации о таможенном регулировании, в том числе в вопросах
полноты и своевременности перечисления таможенных пошлин, налогов в
федеральный бюджет.
3. В эксперименте вправе принять участие юридические лица,
созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации,
являющиеся декларантами товаров и не отнесенные к категории
высокого уровня риска, за исключением лиц, участие которых в
эксперименте было прекращено в случае, указанном в подпункте "б"
пункта 22 настоящего Положения.";
б) пункты 5 - 24 изложить в следующей редакции:"
5. Лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения, в целях участия
в эксперименте не позднее 30 сентября 2028 г. направляет в Федеральную
таможенную службу заявление о добровольном участии в эксперименте в
форме электронного документа (далее - заявление).
В заявлении указываются наименование юридического лица, его
идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на
учет в налоговом органе, адрес места нахождения, а также фамилии,
имена, отчества (при наличии) и контактные данные (номера
телефонов, адреса электронной почты) сотрудников юридического лица,
ответственных за взаимодействие с Федеральной таможенной службой по
вопросу подключения и тестирования удаленного доступа к системе
учета товаров.
Заявление направляется с использованием информационного ресурса
"Личный кабинет", предусмотренного статьей 284 Федерального закона "О
таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
который применяется для организации обмена электронными документами
и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами и
лицами, указанными в пункте 3 настоящего Положения (далее - личный
кабинет).
Заявление регистрируется Федеральной таможенной службой не позднее
одного рабочего дня, следующего за днем его поступления.
6. Лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения, в период
проведения эксперимента обеспечивает взаимодействие с таможенным
органом, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в
налоговом органе (далее - уполномоченный таможенный орган), в
части:
а) представления сведений из системы учета товаров по перечню
согласно приложению N 2 с использованием личного кабинета в соответствии
с пунктом 12 настоящего Положения;
б) предоставления удаленного доступа к системе учета товаров,
обеспечивающего просмотр, выборку информации и документов в режиме
реального времени;
в) представления электронных копий документов, подтверждающих
сведения из системы учета товаров (далее - электронные копии
документов), в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения.
7. Федеральная таможенная служба и лицо, указанное в пункте
3 настоящего Положения, направившее заявление, не позднее 10 рабочих
дней со дня регистрации Федеральной таможенной службой заявления
проводят подключение и тестирование удаленного доступа к системе
учета товаров.
Не позднее 3 рабочих дней со дня завершения подключения и
тестирования удаленного доступа к системе учета товаров Федеральная
таможенная служба принимает решение об участии в эксперименте лица,
указанного в пункте 3 настоящего Положения, направившего заявление,
или об отказе в участии в эксперименте такого лица с указанием
причин отказа, а также направляет такому лицу в электронной форме с
использованием личного кабинета соответствующее решение, форма
которого утверждается Федеральной таможенной службой.
8. Федеральная таможенная служба отказывает лицу, указанному в
пункте 3 настоящего Положения, направившему заявление, в участии в
эксперименте в следующих случаях:
а) невозможно завершить подключение и тестирование удаленного
доступа к системе учета товаров в срок, установленный абзацем первым
пункта 7 настоящего Положения;
б) лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения, ранее
участвовало в эксперименте и его участие было прекращено в случае,
указанном в подпункте "б" или подпункте "в" пункта 22 настоящего
Положения.
9. Лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения, направившее
заявление, считается участником эксперимента со дня принятия Федеральной
таможенной службой решения о его участии в эксперименте.
10. Уполномоченный таможенный орган проводит таможенный мониторинг
в отношении участника эксперимента на постоянной основе со дня принятия
Федеральной таможенной службой решения, указанного в пункте
9 настоящего Положения.
11. Объектами таможенного мониторинга являются сведения о
задекларированных участниками эксперимента товарах, выпуск которых в
соответствии с таможенными процедурами произведен таможенными
органами, со дня принятия Федеральной таможенной службой решения,
указанного в пункте 9 настоящего Положения.
В отношении товаров, декларируемых участниками эксперимента,
Федеральной таможенной службой обеспечивается снижение частоты
применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях
рисков, с использованием приемов системы управления рисками,
определенных тактикой применения системы управления рисками,
предусмотренной частью 2 статьи 314 Федерального закона "О
таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
12. Уполномоченный таможенный орган запрашивает в электронной форме
с использованием личного кабинета у участника эксперимента сведения из
системы учета товаров, указанные в подпункте "а" пункта
6 настоящего Положения, и (или) электронные копии документов.
Сведения из системы учета товаров и (или) электронные копии
документов представляются участником эксперимента в течение 5 рабочих
дней со дня получения запроса уполномоченного таможенного органа в
электронной форме с использованием личного кабинета.
В случае поступления мотивированного обращения участника
эксперимента о продлении срока представления сведений из системы учета
товаров и (или) электронных копий документов срок, указанный в
абзаце втором настоящего пункта, продлевается на 5 рабочих дней по
решению уполномоченного таможенного органа.
13. Уполномоченный таможенный орган проводит анализ сведений и
документов, полученных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения,
а также иных сведений, имеющихся в распоряжении таможенных органов
и (или) содержащихся в информационных ресурсах федеральных органов
исполнительной власти.
14. Сведения из системы учета товаров участника эксперимента и
(или) электронные копии документов, представленные уполномоченному
таможенному органу в соответствии с пунктом 12 настоящего
Положения, считаются принятыми Единой автоматизированной
информационной системой таможенных органов (далее - информационная
система) при получении участником эксперимента в личном кабинете
уведомления о получении информационной системой таких сведений и
(или) электронных копий документов. В случае получения участником
эксперимента в личном кабинете уведомления об отказе в приеме
информационной системой сведений и (или) электронных копий
документов такие сведения и (или) электронные копии документов
считаются непредставленными. Участник эксперимента принимает меры
по устранению выявленных ошибок и повторному направлению сведений и
(или) электронных копий документов в информационную систему.
15. Уполномоченный таможенный орган не позднее 3 месяцев со дня
направления запроса, указанного в пункте 12 настоящего Положения,
оформляет заключение о результатах таможенного мониторинга (далее -
заключение), за исключением случаев, предусмотренных пунктом
22 настоящего Положения. Форма заключения утверждается Федеральной
таможенной службой.
Заключение подписывается начальником уполномоченного таможенного
органа (лицом, его замещающим, или лицом, им уполномоченным) в срок,
установленный абзацем первым настоящего пункта.
16. В течение 5 рабочих дней со дня подписания заключения
уполномоченный таможенный орган направляет заключение участнику
эксперимента в электронной форме с использованием личного кабинета.
17. Заключение, направленное уполномоченным таможенным органом,
считается полученным участником эксперимента в день, следующий за днем
его направления.
18. В случае если в заключении отражено несоответствие сведений из
системы учета товаров и (или) сведений, содержащихся в электронных
копиях документов участника эксперимента, сведениям, имеющимся в
распоряжении уполномоченного таможенного органа и (или)
содержащимся в информационных ресурсах федеральных органов
исполнительной власти (далее - несоответствие сведений), участник
эксперимента в срок, не превышающий одного месяца со дня получения
заключения, оценивает отраженное в заключении несоответствие
сведений, добровольно устраняет его и информирует уполномоченный
таможенный орган в электронной форме с использованием личного
кабинета о совершении таких действий.
19. В целях устранения несоответствия сведений участник
эксперимента в срок, указанный в пункте 18 настоящего Положения:
а) представляет в таможенный орган, в котором зарегистрирована
декларация на товары, поданная в отношении товаров, в части которых в
заключении отражено несоответствие сведений, обращение о внесении
изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на
товары;
б) осуществляет таможенное декларирование товаров, в отношении
которых в заключении отражено несоответствие сведений.
20. Таможенный орган, указанный в подпункте "а" пункта
19 настоящего Положения, в соответствии с Порядком внесения изменений
(дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары,
утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 10 декабря 2013 г. N 289 "О внесении изменений (дополнений) в
сведения, заявленные в декларации на товары, и признании
утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и
Коллегии Евразийской экономической комиссии", рассматривает
обращение участника эксперимента о внесении изменений (дополнений)
в сведения, заявленные в декларации на товары, в срок не более
10 рабочих дней со дня его поступления при условии, что
представленные одновременно с таким обращением документы
подтверждают заявленные изменения (дополнения) в указанные
сведения.
21. Уполномоченный таможенный орган анализирует информацию,
поступившую от участника эксперимента в соответствии с пунктом
18 настоящего Положения, в том числе путем ее сопоставления со
сведениями, имеющимися в распоряжении уполномоченного таможенного
органа и (или) содержащимися в информационных ресурсах федеральных
органов исполнительной власти.
22. Участие в эксперименте прекращается в следующих случаях:
а) непредоставление участником эксперимента уполномоченному
таможенному органу удаленного доступа к системе учета товаров, а также
непредставление сведений из системы учета товаров и (или)
электронных копий документов в соответствии с пунктом 6 настоящего
Положения;
б) представление участником эксперимента в Федеральную таможенную
службу уведомления о прекращении участия в эксперименте;
в) присвоение участнику эксперимента высокого уровня риска.
23. Информация о прекращении участия в эксперименте направляется
уполномоченным таможенным органом участнику эксперимента в электронной
форме с использованием личного кабинета в течение 5 рабочих дней со
дня выявления случаев, установленных подпунктами "а" и "в" пункта
22 настоящего Положения, или со дня получения уведомления,
предусмотренного подпунктом "б" пункта 22 настоящего Положения.
24. Если причины прекращения участия в эксперименте в случае,
предусмотренном подпунктом "а" пункта 22 настоящего Положения,
устранены, участник эксперимента вправе в срок, указанный в абзаце
первом пункта 5 настоящего Положения, повторно направить в
Федеральную таможенную службу заявление.";
в) пункты 25 и 26 признать утратившими силу;
г) пункт 27 изложить в следующей редакции:"
27. Основаниями для проведения таможенного контроля после выпуска
товаров являются невыполнение участником эксперимента требований,
предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения, или получение
таможенным органом в ходе проведения эксперимента информации,
свидетельствующей о факте нарушения участником эксперимента
международных договоров и (или) актов, составляющих право
Евразийского экономического союза, регулирующих таможенные
правоотношения, и (или) законодательства Российской Федерации о
таможенном регулировании.";
д) пункты 27.1 - 31 признать утратившими силу;
е) в пункте 32 слова "подпунктами 4, 6 - 8 пункта 16" заменить
словами "подпунктами 3, 4, 6 - 8 пункта 16";
ж) дополнить пунктом 32.1 следующего содержания:"
32.1. В течение срока проведения эксперимента таможенные органы не
начинают после выпуска товаров в отношении участника эксперимента
проведение проверок таможенных, иных документов и (или) сведений,
за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 8 -
11 части 4 статьи 225 Федерального закона "О таможенном
регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также
случая, предусмотренного пунктом 27 настоящего Положения.";
з) пункты 34 и 35 изложить в следующей редакции:"
34. Министерство финансов Российской Федерации совместно с
Федеральной таможенной службой направляет до 15 мая 2029 г. в
Правительство Российской Федерации отчет о результатах проведения
эксперимента и предложения о необходимости (об отсутствии
необходимости) внесения изменений в законодательство Российской
Федерации о таможенном регулировании.
35. Отчет, направляемый в Правительство Российской Федерации в
соответствии с пунктом 34 настоящего Положения, должен содержать
информацию о количестве участников эксперимента, количестве случаев
прекращения участия лиц в эксперименте и причинах такого
прекращения, выявленных в результате таможенного мониторинга
случаях нарушений участниками эксперимента международных договоров
и (или) актов, составляющих право Евразийского экономического
союза, регулирующих таможенные правоотношения, и (или)
законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а
также описание возникших в ходе проведения эксперимента проблем
(при их наличии).";
и) приложение N 1 к указанному Положению признать утратившим силу;
к) приложение N 2 к указанному Положению изложить в следующей
редакции:"
Приложение N 2
к Положению о проведении
эксперимента по мониторингу
таможенными органами сведений,
имеющихся в их распоряжении
и полученных от лиц, участвующих
в данном эксперименте, из систем
учета товаров
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 2026 г. N )
Перечень
сведений, представляемых таможенному органу лицом,
участвующим в эксперименте по мониторингу таможенными
органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных
от лиц, участвующих в данном эксперименте,
из систем учета товаров
1. Сведения о товарах, ввезенных в Российскую Федерацию из стран,
не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза,
и помещенных под таможенные процедуры:
а) дата принятия товара к бухгалтерскому учету;
б) регистрационный номер декларации на товары, в которой заявлен
товар, помещенный под таможенную процедуру;
в) регистрационный номер заявления о выпуске товаров до подачи
декларации на товары (далее - заявление), в соответствии с которым товар
помещен под таможенную процедуру (для товаров, в отношении которых
выпуск осуществлен до подачи декларации на товары в соответствии со
статьями 120 и 441 Таможенного кодекса Евразийского экономического
союза);
г) номер товара в декларации на товары, указанной в подпункте "б"
настоящего пункта;
д) номер товара в заявлении (для товаров, в отношении которых
выпуск осуществлен до подачи декларации на товары в соответствии со
статьями 120 и 441 Таможенного кодекса Евразийского экономического
союза);
е) учетный номер, код либо номер ID, присваиваемые системой учета
товаров и позволяющие обеспечить идентификацию товара и взаимосвязь
первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета с
декларацией на товары, а также позволяющие отслеживать
хозяйственные операции в отношении товара (при наличии);
ж) наименование товара согласно данным первичного учетного
документа;
з) классификационный код товара в соответствии с единой Товарной
номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского
экономического союза, заявленный в декларации на товары, указанной
в подпункте "б" настоящего пункта;
и) классификационный код товара в соответствии с единой Товарной
номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского
экономического союза, указанный в заявлении (для товаров, в
отношении которых выпуск осуществлен до подачи декларации на товары
в соответствии со статьей 120 Таможенного кодекса Евразийского
экономического союза);
к) реквизиты первичного учетного документа (наименование, дата,
номер (при его наличии), согласно которому товар принят к бухгалтерскому
учету, а также номера счета и субсчета (при наличии) в соответствии
с планом счетов бухгалтерского учета;
л) количество товара, принятое к бухгалтерскому учету в
соответствии с документом, указанным в подпункте "к" настоящего пункта,
с указанием единиц измерения;
м) стоимость товара (в рублях) в соответствии с документом,
указанным в подпункте "к" настоящего пункта;
н) остаток товара относительно количества, указанного в подпункте
"л" настоящего пункта, находящийся на бухгалтерском учете лица,
участвующего в эксперименте по мониторингу таможенными органами
сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц,
участвующих в данном эксперименте, из системы учета товаров, на
дату направления в уполномоченный таможенный орган сведений из
системы учета товаров, с указанием единиц измерения;
о) количество выбывшего (списанного) товара относительно
количества, указанного в подпункте "л" настоящего пункта, на дату
направления в уполномоченный таможенный орган сведений из системы
учета товаров с указанием единиц измерения;
п) цена реализуемого товара в период, указанный в запросе
уполномоченного таможенного органа, в соответствии с документом,
указанным в подпункте "р" настоящего пункта;
р) реквизиты (наименование, дата, номер) первичного учетного
документа, согласно которому товар выбыл (списан с бухгалтерского
учета);
с) номера счета бухгалтерского учета и субсчета (при наличии), на
которых учтен товар на дату направления сведений из системы учета
товаров.
2. Сведения о товарах, вывезенных из Российской Федерации в страны,
не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза,
и помещенных под таможенные процедуры:
а) дата выбытия (списания с бухгалтерского учета) товара;
б) регистрационный номер декларации на товары, в которой заявлен
товар, помещенный под таможенную процедуру;
в) номер товара в декларации на товары, указанной в подпункте "б"
настоящего пункта;
г) учетный номер, код либо номер ID, присваиваемые системой учета
товаров и позволяющие обеспечить идентификацию товара и взаимосвязь
первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета с
декларацией на товары, а также позволяющие отслеживать
хозяйственные операции в отношении товара (при наличии);
д) наименование товара согласно данным первичного учетного
документа;
е) классификационный код товара в соответствии с единой Товарной
номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского
экономического союза, заявленный в декларации на товары, указанной
в подпункте "б" настоящего пункта;
ж) реквизиты первичного учетного документа (наименование, дата,
номер), согласно которому товар выбыл (списан с бухгалтерского учета), а
также номера счета и субсчета (при наличии) в соответствии с планом
счетов бухгалтерского учета;
з) количество товара, выбывшего (списанного с бухгалтерского учета)
в соответствии с документом, указанным в подпункте "ж" настоящего
пункта, с указанием единиц измерения;
и) стоимость товара (в рублях), выбывшего (списанного с
бухгалтерского учета) в соответствии с документом, указанным в подпункте
"ж" настоящего пункта.
3. Сведения о товарах, размещенных на временное хранение:
а) дата принятия товара к бухгалтерскому или складскому учету (в
зависимости от того, по какому виду учета первично учитывается товар);
б) дата помещения товара на временное хранение;
в) наименование товара согласно данным учета, указанного в
подпункте "а" настоящего пункта;
г) количество товара, принятое на временное хранение, и единица
измерения количества товара, применяемая для товара согласно учету,
указанному в подпункте "а" настоящего пункта;
д) вес брутто (в килограммах) товара, принятого на временное
хранение, а также вес нетто (при наличии);
е) код товара (на уровне не менее первых 4 знаков) в соответствии с
единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности
Евразийского экономического союза или Гармонизированной системой
описания и кодирования товаров, определенной Международной
конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования
товаров от 14 июня 1983 г.;
ж) реквизиты документа (наименование, дата, номер), подтверждающего
принятие товара на временное хранение;
з) дата прекращения временного хранения товара;
и) регистрационный номер таможенного документа (декларация на
товары, транзитная декларация или заявление), в соответствии с которым
осуществлен выпуск товара, или реквизиты иного таможенного
документа, на основании которого товар перемещен в иное место
временного хранения, либо наименование, реквизиты (дата, номер,
наименование) документа, подтверждающего признание таможенным
органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о
таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной
утраты этого товара вследствие аварии или действия непреодолимой
силы либо факта безвозвратной утраты этого товара в результате
естественной убыли при нормальных условиях хранения;
к) реквизиты (дата, номер) документа о факте уничтожения и (или)
безвозвратной утраты товара вследствие аварии или действия непреодолимой
силы либо факте безвозвратной утраты товара в результате
естественной убыли при нормальных условиях хранения.". |