:: Главная » Новости Ж/Д »  

ОБЗОР РАСТУЩЕГО РЫНКА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1334

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1324

"Магистр-Контроль", версия 925

"Магистр-Информ", версия 1194

"Магистраль", версия 379

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1564

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

29 января 2016


Обзор растущего рынка грузоперевозок



Объём грузоперевозок по сети "Российских железных дорог" по итогам 2015 года составил 1,2 млрд тонн. Падение по сравнению с 2014 годом составило лишь 1%. При падении промышленного производства в 2015 году на 3,4% грузооборот железнодорожных операторов вырос на 0,2% до 2,304 млрд т-км. 


Таким образом, на фоне спада в других отраслях экономики сфера железнодорожных грузоперевозок демонстрирует определенный запас прочности, отмечается в исследовании рынка, составленном аналитиками НПК "Объединенная вагонная компания". 

Показательным здесь оказался конец года. При ускорении снижения промышленного производства в декабре до 4,5% к декабрю 2014 года, погрузка на железных дорогах выросла на 1,1% - до 104,3 млн тонн. Грузооборот декабря 2015 года вообще побил пятнадцатилетний рекорд, прибавив 1,6% к декабрю 2014 года, что составило 201,9 млрд т-км. 

На динамику обновления подвижного состава существенное влияние, по оценкам ОВК, окажет запрет на эксплуатацию вагонов с продлением срока службы. 

Уголь - драйвер роста 
В декабре погрузка угля на сети РЖД выросла на 6,9% к уровню прошлого года и составила 30,9 млн тонн, установив рекорд перевозок месяца за последние 15 лет. Всего за 2015 год по железной дороге было отправлено 323,3 млн тонн угля, что на 2,5% выше уровня 2014 года. 

В декабре внутренние перевозки выросли на 1,9%, а экспортные - на 8,2%. Грузопоток увеличился в Южную Корею в 5 раз, на Украину - в 2 раза, в Польшу - на треть и Японию - на 5,6%. Новым рынком стала Индия.

Аналитики ОВК делают вывод, что в результате совокупности благоприятных факторов для экспорта российского угля - девальвации рубля, тренда закрытия нерентабельных угольных производств, выходу на индийский рынок, - перевозки угля могут сохраниться на высоком уровне, а со второго полугодия 2016 года - демонстрировать рост.

Этому будут способствовать начало работы нового портового буксира в Восточном порту (бухта Находка) и объявленные китайскими властями планы закрыть в 2016-2018 годах 4,3 тыс. угольных шахт мощностью 700 млн тонн. Выбытие избыточных мощностей в Китае может привести как к росту цен на уголь, так и к увеличению экспортного грузопотока российского сырья. 

Нефть и нефтепродукты - стабилизация 
В декабре 2015 года погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД сократилась на 2,6% относительно уровня прошлого года и составила 22,2 млн тонн. Всего за 2015 год по железной дороге было отправлено 251,2 млн тонн нефти и нефтепродуктов, что на 2,1% ниже уровня 2014 года. 

В то же время несколько стран нарастили поставки - в Беларусь отгружено в 3,5 раза больше нефти, поставки в Италию выросли на 4%, в Финляндию - в полтора раза. Но как полагают авторы исследования, из-за продолжающегося падения цен на нефть трубопроводные и другие инфраструктурные проекты могут быть заморожены. В этом случае железнодорожный транспорт получит дополнительные заказы и объём перевозок может стабилизироваться. 

Строительных грузов - больше, а цемента - меньше 
В декабре погрузка строительных грузов на сети РЖД выросла на 2,2% к уровню прошлого года и составила 9,4 млн тонн. В то же время погрузка цемента снизилась на 11,8% - до 1,5 млн тонн. В целом за 2015 год динамика негативная: по железной дороге было отправлено 130,7 млн тонн строительных грузов и 28,6 млн тонн цемента, что ниже уровня 2014 года. на 7,4% и 11,1% соответственно. При этом перевозки строительных материалов выросли в Новгородскую и Тверскую области в 3 раза, Воронежскую - в 2,5 раза, Оренбургскую - в 2 раза. Перевозки в Пермскую область прибавили 70%, в Ханты-Мансийский автономный округ - 25%. 

Однако за 2015 год было построено на 0,5% меньше жилья, чем в 2014 году (83,8 млн кв.м). Также в конце декабря Правительство продлило до 30 июня 2016 года лицензирование импорта гравия и щебня, в том числе из Украины, на которую ранее приходилось до 95% от импортного грузопотока. Эта мера станет сдерживающим фактором развития импорта щебня, полагают в ОВК. И хотя государство и поддерживает строительство, заметный рост в отрасли произойдёт не ранее 2017-2018 годов. 

Руда - затоваривание 
В декабре погрузка руды на сети РЖД выросла на 3,4% относительно уровня прошлого года и составила 9,2 млн тонн. Всего за 2015 год по железной дороге было отправлено 109,0 млн тонн руды, что на 0,4% выше уровня 2014 года. По данным Росстата, добыча российской железной руды за 2015 год составила 72,7 млн тонн (рост на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). К уровню декабря 2014 года добыча руды сократилась на 1,0%. 

В декабре внутренние перевозки выросли к уровню прошлого года на 7,4%, но экспортные сократились на 19%. В Китай и Словакию экспорт упал в 2 раза, в Испанию и Польшу поставки практически прекратились. 

Таким образом, в краткосрочной перспективе вероятно снижение погрузки руды из-за сокращения внутреннего производства, а также неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка. 

Сталь - падение спроса 
В декабре погрузка чёрных металлов на сети РЖД сократилась относительно уровня прошлого года на 6,2% и составила 6 млн тонн. Всего за 2015 год по железной дороге было отправлено 71,4 млн тонн черных металлов, что на 0,6% ниже уровня 2014 года. 

По данным Росстата, в 2015 году металлургические предприятия страны снизили объемы производства - 69,4 млн тонн (-1,8% к уровню прошлого года) стали и 60,3 млн тонн (-1,5%) готового проката. В то же время выпуск другой металлопродукции растет с начала года: за 2015 год выплавка чугуна увеличилась на 4,4% - до 53,7 млн тонн, а производство стальных труб - на 1,2%, до 11,4 млн тонн. 

Ухудшается внешнеторговая конъюнктура. В декабре 2015 года относительно уровня прошлого года закупки из России вдвое сократили США, Казахстан, Италия и Туркмения. В феврале этого года Турция может установить антидемпинговые пошлины для российских поставщиков стали. 

В ОВК считают, что в среднесрочной перспективе вероятно сокращение перевозок металлопродукции из-за совокупности неблагоприятных факторов: низких цен на металлопрокат и заградительных мер для российской продукции на мировом рынке, а также снижения спроса в российском машиностроении, автомобильной и строительной отраслях. 

Зерно - всё на экспорт 
В декабре погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД выросла на 5% к уровню прошлого года и составила 2,1 млн тонн. Всего за 2015 год по железной дороге было отправлено 18,7 млн тонн зерна, что на 2,7% выше уровня 2014 года. При этом в декабре внутренние перевозки оказались выше уровня прошлого года на 9,2%, а экспортные сократились на 9,4%. 

Основное падение пришлось на Саудовскую Аравию (в два раза) и Азербайджан (на треть). В то же время выросли поставки зерновых в Йемен в 1,8 раза и Израиль - на треть. Казахстан в очередной раз закрыл свой рынок для российских зерновозов. С 5 января начал действовать конвенционный запрет на допуск в страну иностранных порожних вагонов этого типа. 

На этом фоне в Правительстве России подтвердили намерение в конце января снизить или даже обнулить экспортные пошлины на эти грузы. Решение по этому вопросу должно быть принято в ближайшее время. В Минсельхозе считают реальной перспективу поставок в Китай российского зерна в объеме до 1 млн тонн в год, начиная с 2017 года. В 2016 году планируется поставить около 300 тыс. тонн. 

Аналитики ОВК прогнозируют сохранение текущего высокого уровня перевозок зерновых грузов и их большого экспортного потенциала ввиду благоприятных для российских производителей условий на мировом рынке.

Удобрения: прекрасный сбыт 
В декабре погрузка удобрений на сети РЖД выросла на 14,6 % к уровню прошлого года и составила 4,7 млн тонн, установив новый рекорд месяца за последние 10 лет. Всего за 2015 год по железной дороге было отправлено 51,4 млн тонн удобрений, что выше уровня перевозок прошлого года на 4,4%. Рост погрузки обусловлен увеличением на 12% внутренних и на 8% экспортных перевозок. Поставки удобрений из России США нарастили в два раза, Китай - на 7,5%. Канада и ОАЭ начали закупки. 

Рост внутренних перевозок удобрений обусловлен, в том числе, увеличением посевной в 2016 году на 350 тыс. га - до 79 млн га. Отгрузки минеральных удобрений аграриям к сезону весенних полевых работ составили 5,469 млн тонн, что на 13% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Девальвация рубля обеспечила устойчивое положение российских компаний на мировом рынке минеральных удобрений, что будет способствовать сохранению экспортного грузопотока. Внутреннее потребление будет сохраняться при поддержке аграриев со стороны государства, а также при выполнении планов по увеличению посевной. 

Рынок подвижного состава в 2016 году может достигнуть баланса 
По итогам 2015 года выбытие старого подвижного состава составило более 100 тыс. единиц, что превысило показатели 2014 года более чем в два раза. Можно ожидать, что в 2016 году объём списаний сохранится на том же уровне. 

Размер неисправного парка на конец декабря составил 117 тыс. единиц, коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав на сети РЖД - около 1,033 млн вагонов, реальный профицит парка - 81 тыс. единиц (из них полувагонов - 11 тыс). 

Эксплуатация вагонов нового поколения по-прежнему демонстрирует высокую эффективность перевозок. В декабре 2015 года средний грузооборот на один полувагон с увеличенной осевой нагрузкой (на тележке Барбер) составил около 446 тыс. т-км, в то время как на один типовой полувагон - лишь 236 тыс. т-км. 

С 1 января 2016 года был введен запрет модернизации с продлением срока службы вагонов, кроме железнодорожного подвижного состава, предназначенного для обслуживания железных дорог (хопперов-дозаторов, платформ для танков), а также спецвагонов (цистерн для перевозки патоки, желтого фосфора, виноматериалов, гептила, амила, уксусной кислоты, ядохимикатов, алкилбензолсульфокислоты, меланжа, молока, поливинилхлорида, капролактама, суперфосфорной кислоты сульфанола, рефрижераторных вагонов, термосов, ледников, дизель-электростанций, транспортеров). 

Запрет может оказать серьезное влияние на рынок. Таким образом, уже в 2016-2017 годах может быть достигнут баланс российского парка. А отдельные сегменты, например, полувагоны, выйдут из профицитного состояния уже летом 2016 года на фоне сезонного роста объёма перевозок и списания.

ПАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная Вагонная Компания" является интегрированным железнодорожным холдингом в сфере производства, транспортных услуг и оперативного лизинга, инжиниринга и сервисного обслуживания грузовых вагонов нового поколения. 

В состав холдинга входят такие предприятия, как АО "Тихвинский вагоностроительный завод" и ООО НПЦ "Пружина", лизинговые компании под брендом RAIL1520, транспортная компания ООО "Восток1520" и др. За научно-исследовательскую работу холдинга отвечает "Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий". Сервисная деятельность НПК ОВК представлена сетью из 6 учебных и 50 сервисных центров на базе вагоноремонтных депо на территории РФ, Казахстана и Белоруссии. 

Основной акционер ОВК — ICT Holding Ltd. Александра Несиса (владеет пакетом акций НПК ОВК размером 74,71% через United Wagon Plc). Доля ОАО "РОНИН Траст" в структуре собственности холдинга составляет 13,1%. 1,0134% акций холдинга принадлежит генеральному директору корпорации ОВК Роману Савушкину. 

Акции ОВК прошли процедуру листинга на Московской бирже и включены в котировальный список первого уровня. 

Выручка НПК ОВК в первом полугодии 2015 года составила 17 млрд руб., увеличившись в 8 раз по сравнению с показателем аналогичного периода 2014 года (2,1 млрд руб.). 

По результатам 1 полугодия чистый убыток составил 5,1 млрд руб. по сравнению с убытком в размере 1,9 млрд руб. в аналогичном периоде 2014 года. Убыток отчетного периода сформирован в основном неденежными затратами: убытком от курсовых разниц в размере 1,6 млрд руб. и амортизационными отчислениями в размере 2,4 млрд руб., вызванных расширением парка вагонов и объемов производства. 



Оригинал публикации на сайте портала «gudok.ru»



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024