:: Главная » Новости Ж/Д »  

АНАЛИЗ ГРУЗООБОРОТА ПОРТОВ РОССИИ В 2014 ГОДУ

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1330

"Магистр-Контроль", версия 922

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1320

"Магистраль", версия 374

"Магистр-Информ", версия 1190

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1557

"Мастер СВХ", версия 322

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

28 января 2015


Анализ грузооборота портов России в 2014 году



Как и следовало ожидать, политическая и экономическая ситуация в мире повлияла на объемы перевалки во всех регионах, а также структуру грузооборота. Однако вопреки прошлогодним прогнозам Минэкономразвития, когда прогнозировался спад грузооборота на 8%, он наоборот вырос. Что на это повлияло?


По сообщению Росморречфлота грузооборот портов России вырос на 4,9% и составил 618,8 млн. тонн. По данным Ассоциации морских и торговых портов данные немного иные – грузооборот вырос на 5,7% и составил 623,4 млн тонн. (возможно, сказывается различная методика учета – прим. ред.).

В целом такой рост продолжает тенденцию прошлых лет. При этом, несмотря на ожидаемый спад во внешней торговле в 2014 году, грузооборот вырос даже больше чем в прошлом. Также из графика видно, что в целом, динамика внешней торговли не оказывает сильного влияния на грузооборот. Так, например, при спаде объемов внешней торговли в 2009 году грузооборот все равно показывал спад по сравнению с прошлым годом. Такой рост объясняется уверенным ростом экспорта, развитием портовой инфраструктуры портов Балтийского моря и Дальнего востока. Кроме того, на это влияет рост перевалки нефти, а также угля (в последние годы). Помимо этого увеличиваются перевозки транзитом.

Порты РФ в 2014 году перегрузили 491,6 миллиона тонн экспортных грузов (рост на 6,7%), 43,4 миллиона тонн импортных грузов (снижение на 5,7%), 47,6 миллиона тонн транзитных (рост на 1,4%), 40,8 миллиона тонн каботажных (рост на 13,2%).

Рост перевалки экспортных грузов связан ростом перевалки нефтепродуктов, угля, а также зерновых весной-летом 2014 года. Снижение перевалки импортных грузов объясняется и уменьшением импорта (так, например, уже с января по ноябрь импорта стало меньше на 7,6% по сравнению с прошлым годом). Высокий показатель прироста перевалки каботажных грузов связан с ростом перевозок нефти (в первой половине года), руды, леса.

В товарной структуре также произошли некоторые изменения: объем перевалки наливных грузов составил 331 миллион тонн (снижение на 0,8%), в том числе сырой нефти — 187,2 миллиона тонн (снижение на 9,8%), нефтепродуктов — 128 миллионов тонн (рост на 14,5%), сжиженного газа — 12,2 миллиона тонн (рост на 10,2%).

Сокращение перевалки сырой нефти связано с уменьшением её импорта – из-за низких цен, что частично стимулировало переработку её внутри страны, в результате чего и возросла перевалка нефтепродуктов. Это снижение наиболее негативно отразилось на работе специализированных терминалов, в частности порта Приморск. В целом же, многие российские портовые мощности, непосредственно предназначенные для перевалки сырой нефти, оказались недозагружены. В свою очередь, мощностей для перевалки нефтепродуктов порой даже не хватает. Так, планируется расширение маршрута «Север» (Кстово-Приморск). Ещё одним перспективным направлением на будущий период станет перенаправление в российские терминалы потоков нефтепродуктов, которые производятся в России, но экспортируются через порты Латвии, в Ригу и Вентспилс.

Также через порты России увеличилась перевалка сжиженного природного газа. Это связано с общеевропейскими тенденциями – в данном регионе торговля газом также увеличилась, а также ростом торговли в данном направлении между Россией и Китаем. Кроме того, активно строятся новые мощности, в частности в портах Арктического бассейна.

Перевалка сухогрузов выросла на 14,1% — до 292,4 миллиона тонн. В том числе перевалка угля увеличилась на 15,1% — до 116,3 миллиона тонн – в основном благодаря договоренностям с Китаем, грузов в контейнерах увеличилось на 5,3%, до 46,8 миллиона тонн, зерна — в 1,6 раза, до 29,7 миллиона тонн, черных металлов — на 5,9%, до 23,3 миллиона тонн, минеральных удобрений — на 13,7%, до 14,7 миллиона тонн, грузов на паромах — в 1,7 раза, до 11,1 миллиона тонн, металлолома — на 27,9%, до 4,7 миллиона тонн.

Рост перевалки данных товаров связан в основном с ростом их экспорта из России.

Так, рост перевалки зерна связан с резким скачком его экспорта в мае-июле, когда из-за смены власти и последующих событий Украина временно не смогла в полной мере обеспечивать экспорт своего зерна, и эту нишу заняла Россия. Увеличился и экспорт металлолома (в основном в страны Дальнего зарубежья).

При этом, объем перевалки руды сократился на 18% — до 6,1 миллиона тонн, цветных металлов — на 12,5%, до 3,3 миллионов тонн. Это вызвано тем, что снизился экспорт необработанных металлов, а также импорт данных товаров из стран Дальнего зарубежья.

Грузооборот отдельных портов также изменился – так, ещё больше снизился грузооборот портов Арктического бассейна - всего в порту перегрузили 35 миллионов тонн грузов (снижение на 24,2%). Это связано с тем, что данные порты занимаются в основном перевалкой нефти, а в этом году, как уже было сказано, объем её перевалки уменьшился.

Перевалка грузов в портах Балтики показывает слабый рост – преимущественно из-за старых мощностей, которых явно не хватает для наращивания объемов грузооборота. Рост в 2014 году был связан, прежде всего, с ростом грузооборота через порт Усть-Лугу, а также благодаря строительству аванпорта в Бронке.

Также благодаря развитию инфраструктуры увеличился грузооборот в портах Каспийского бассейна— 7,9 миллиона тонн рост на 0,8%), Дальневосточного бассейна — 162,5 миллиона тонн (рост на 12,3%), Азово-Черноморского — 194,5 миллиона тонн (рост на 11,2%)

Мероприятия по развитию инфраструктуры проводились в морских портах Сабетта, Мурманск, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Высоцк, Калининград, Тамань, Темрюк, Новороссийск, Оля, Восточный, Петропавловск-Камчатский.

В 2014 году портовые мощности Российской Федерации увеличились на 22,5 млн. тонн.

Кроме того, продолжалось строительство таких крупных объектов как морской перегрузочный комплекс "Бронка" и морской порт в арктическом бассейне Российской Федерации в районе пос. Сабетта. Любопытно, что, несмотря на то, что прогноз по грузообороту не сбылся, Роморречфлот практически точно предсказал, данные об увеличении портовых мощностей (предполагалось, что за год они вырастут на 30 млн. тонн.). Всего к 2016-2017 году ожидается, что мощности будут увеличиваться до 75 млн. тонн, и грузооборот будет составлять около 740 млн. тонн. год. Однако, учитывая текущие экономические события, а также реальные данные по нынешнему грузообороту, трудно говорить о том, что этот прогноз в ближайшем году сбудется.

По-прежнему, наибольшую долю в структуре грузооборота занимают порты Балтики, Азово-Черноморского бассейна ( в основном за счет контейнерных перевозок). Если сравнивать показатели с прошлым годом, то увеличились доли портов Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейна (на 2% и 1% соответственно), при этом, на 2% снизилась доля перевалки в портах Арктического бассейна. Такие изменения произошли в основном благодаря росту перевалки нефтепродуктов и сокращению перевалки сырой нефти.

Порты Арктического бассейна
Грузооборот портов Арктики по сравнению с прошлым годом упал на целых 24,2% до 35 млн. тонн.

Данный спад продолжает тенденцию, обозначившуюся уже давно – грузооборот портов Арктики падает.

Как уже было сказано, снижение показателей именно для данной группы портов связано с уменьшением перевалки нефти (объем перевалки наливных грузов сократился до 9,8 млн. тонн., т.е. в 2,2 раза), это также связано и со снижением добычи нефти в Варандейском месторождении.

Тем не менее, на порты Арктики власти все же продолжают возлагать надежды – Россия по-прежнему не отказывается от идеи осуществлять международный транзит по Северному морскому пути, ключевыми точками которого станут именно порты Арктики, в частности Мурманск.

Кроме того, несмотря на общее снижение достигнуты и положительные результаты - перевалка сухогрузов через порты увеличилась до 25,2 млн.т (+2,6%). Это достигнуто благодаря росту перевалки угля и некоторых видов руды.

В целом, все же большинство портов демонстрируют снижение. Из рисунка видно, наибольший спад характерен для Мурманска (-30,4%), Архангельска (-5,4%). Спад также связан с тем, что существующей инфраструктуры не достаточно для перевалки угля (и это касается не только портовых мощностей, но и подъездных железнодорожных путей, в результате чего часть грузов уходит в зарубежные порты.

Среди основных портов рост показал лишь порт Варандей- его грузооборот вырос на 5,9%. Основная причина – рост перевалки нефтепродуктов и сжиженного природного газа, направляющегося на экспорт.

Порты Балтийского бассейна
Грузооборот морских портов Балтийского бассейна составил 223,4 млн. тонн. При этом он увеличился незначительно – на 3,4%.

Уровень грузооборота портов данного региона растет медленно.

Это связано с одной стороны – с недостаточно быстрым развитием инфраструктуры ряда портов (в частности Большого порта Санкт-Петербурга), а с другой стороны - снижением объемов перевалки нефти в ряде портов, которые в основном на ней специализируются Выборг. Высоцк). Всего в 2014 году объём перевалки сухих грузов составил 89,8 млн. тонн, наливных грузов – 133,6 млн. тонн.

В структуре портов также произошли изменения – Усть-Луга окончательно выбилась в лидеры по объему грузооборота, обогнав порт Санкт-Петербурга. Этому способствовали быстро развивающаяся инфраструктура именно данного порта, строительство новых терминалов, а также отсутствие проблемы с железными дорогами и подъездными путями, которые сейчас есть в порту Санкт-Петербурга. Тем не менее, основным недостатком порта Усть-Луги, по мнению ряда перевозчиков все же стоит считать недостаточное количество автомобильных путей, в результате чего не всегда удобно перевозить некоторые грузы. Эту и ряд других проблем призван решить строящийся порт в Бронке, однако он будет достроен лишь к концу 2015 года.

В целом же, ситуация такова, что порты продолжают наращивать грузооборот и уже опережают многие зарубежные порты на Балтике.

Порты Азово-черноморского бассейна
Порты Азово-Черноморского бассейна являются конечными пунктами международного транспортного коридора Север-Юг, в связи с этим они занимают второе место по объемам грузооборота.

Грузооборот портов данного региона в 2014 году составил 190 млн. тонн (без учета портов Крыма), увеличившись на 11,2%. Такой высокий рост достигнут и благодаря росту перевалки наливных грузов и сухогрузов.

Объём перевалки сухогрузов увеличился до 76,8 млн. тонн (+21,9%), наливных - до 117,7 млн. тонн (+5,2%).

При этом, несмотря на устойчивый рост, проблемы все же существуют. Это, и характерная для других регионов нехватка железнодорожных подъездных путей, и недостаточная глубина во многих портах, которая не позволяет разгружать крупнотоннажные суда (хотя в основном на них и перевозятся контейнеры), а также нахождение многих портов вблизи жилых и курортных зон, что делает практически невозможным их дальнейшее расширение.

Для решения этой проблемы планируется строительство глубоководного морского порта «Тамань», который по планам в несколько раз должен превысить существующие портовые мощности региона. В мае 2014 года проектная документация получила положительное заключение государственной экспертизы.

Темпы роста в 2014 году выше. Это связано с ростом грузооборота нефтепродуктов, зерна.

Среди самых крупных портов, наибольший рост наблюдался у тех портов, грузооборот которых относительно невелик: Грузооборот порта Новороссийск увеличился только до 121,5 млн.т (+8,0%). В целом это связано с тем, что несмотря на уменьшение перевалки нефти, рост был обусловлен увеличением перевалки зерна, угля, сахара-сырца. В то же время, грузооборот портов Туапсе вырос до 22,1 млн.т (+24,7%), Тамань - до 10,2 млн.т (+7,3%), Кавказ до 10,2 млн.т (+28,6%), Азов до 6,3 млн.т (+13,4%), Ейск до 4,0 млн.т (+3,9%), Темрюк до 2,0 млн.т (+2,5%). Высокие показатели роста грузооборота порта Туапсе связаны с тем, что за год значительно увеличилась номенклатура перегружаемых товаров, а также возросли поставки зерновых из Казахстана. В данном порту на 83% увеличился объем перевалки сахара-сырца за счет внутреннего спроса на рынке РФ и в странах ближнего зарубежья. Самые большие темпы роста показал порт Кавказ. Через порт Кавказ идут международные перевозки по маршрутам в Поти (Грузия), Варну (Болгария), Самсун (Турция). Кроме того, именно данный порт стал в 2014 году основным с точки зрения грузоперевозок в Крым. Существующая на сегодняшний день логистика доставки грузов в Крымский федеральный округ с использованием Керченской паромной переправы является оптимальным маршрутом с учетом времени в пути и стоимости перевозки. Однако в настоящее время причальная инфраструктура, задействованная в порту Кавказ для осуществления перевозок грузов в Крым и обратно, не позволяет обеспечить максимальную пропускную способность порта Кавказ. Однако порт по-прежнему продолжает принимать грузы.

Порты Каспийского бассейна
Грузооборот морских портов Каспийского бассейна составил 7,9 млн. тонн, из них объём перевалки сухих грузов составил 3,5 млн. тонн, наливных грузов – 4,4 млн. тонн.

Порты данного региона в объеме грузооборота занимают очень малую долю – всего 1%. Кроме того, из графика видно, что с каждым годом грузооборот становится все меньше – сокращается перевалка наливных грузов (в 2014 году перевалено из сухогрузов - 3,5 млн. т (+14,2%), наливных - 4,4 млн.т (-7,8%)). Кроме того, низкие показатели связаны с тем, что Россия в 2014 году меньше импортировала товаров из Ирана из-за введенных санкций, а также снизился товаропоток из Туркмении – а это основные страны, которые перегружают свои товары в портах Каспийского моря.

В целом же вырос только грузооборот порта Астрахань вырос на 12,8% (за счет роста перевалки грузов в контейнерах), при этом грузооборот порта Махачкала сократился на 3,9%, Оля - на 15,1%.

Порты Дальневосточного бассейна
Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна составил 162,5 млн. тонн, увеличившись при этом на 12,3% по сравнению с прошлым годом. Среди всех портов России грузооборот этих портов увеличивается с каждым годом наиболее планомерно (что подтверждается рисунком ниже). Это связано с огромными инвестициями в развитие инфраструктуры портов, а также с увеличением товарооборота со странами Азии и Америки – Китая, Монголии, Японии, Австралии, США и др. Кроме того, через ряд портов проходят международные транспортные коридоры – Приморье-1 и Приморье-2.

В частности, рост 2014 года связан с ростом отправки угля в Китайском направлении. Так, грузооборот сухогрузов составил 97 млн. тонн (+16,3%). Увеличилась также и перевалка нефтепродуктов (наливных грузов - до 65,5 млн. тонн (+6,7%)).

Среди большинства портов также наблюдается рост.

Увеличили грузооборот многие порты Дальнего востока. Так, Восточный увеличил перевалку до 57,8 млн. т (+19,7%). По сообщению ОАО «Восточный порт» - одной из крупнейших компаний в регионе (на нее приходится более половины грузооборота порта), на Универсальном производственно-перегрузочном комплексе рост составил 40%, переработано 4,552 млн тонн, на Угольном комплексе переработано 17,288 млн тонн угля, что на 19,1% выше показателей 2013 года

На втором месте по темпам роста грузооборота порт Посьет. Его грузооборот вырос до 6,7 млн. тонн. (+18,8%). Это произошло благодаря модернизации инфраструктуры, в частности был построен новый перегрузочный комплекс. Пока на ожидаемые 7 млн. тонн. грузооборота выйти не удалось, но этого планируется достичь в уже в 2015 году.

Отдельно стоит отметить порт Владивосток. Несмотря на то, что он не первый по объемам грузооборота среди портов региона (15,3 млн.т (+5,3%)) в перспективе планируется его преобразовать в свободный порт, т.е. со льготным таможенным режимом и рядом дополнительных услуг. Это может привлечь в регион новы инвестиции и вновь сделать его одним из центров международной торговли.

Таким образом, несмотря на зарубежные санкции и неблагоприятную ситуацию на мировых рынках нефти, грузооборот портов показывает устойчивый рост. Конечно, в портах по-прежнему перегружаются преимущественно сырьевые товары – нефть и уголь, однако активно строятся и терминалы для обработки контейнерных грузов, а также глубоководные гавани. Всего в следующем 2015 году планируется выйти на показатели грузооборота до 770 млн. тонн в год.


Оригинал публикации на сайте ИА «Провэд»



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024